Букеты в стиле барокко и «Фонтан круассанов». Скрытые смыслы в проекте Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление»
Диалог с прохожими
BoscoVesna, по признанию Ирины Кориной, с точки зрения художника — специфическое пространство, некое продолжение города, куда может зайти любой желающий. Для посещения не нужно покупать билет или регистрироваться, как это происходит в случае с театрами и музеями. «Для меня это пространство сродни стене здания, на которой оставляют свои высказывания уличные художники. У меня не было задачи сделать дизайнерское оформление торгового центра — я скорее поставила перед собой цель внести новые смыслы в пространство диалога между городской средой и людьми», — делится художница. Этот проект сама Ирина Корина задумала как умозрительную беседу с пешеходами — прохожими, которые идут по Новому Арбату и видят некое художественное сообщение, которое нужно разгадать. Многочастная композиция проекта «Природа вещей. Обновление» разворачивается внутри здания, оформление фасада и входной группы BoscoVesna играет важнейшую роль — гигантская инсталляция приглашает прохожих внутрь, где и обнаруживаются остальные арт-объекты.
Визуальный роман, вдохновленный русской классикой
Проект «Природа вещей. Обновление» разделен на три части: первая — оформление фасада BoscoVesna, вторая — подвесная колонна в атриуме, и, наконец, третья — арт-объекты на этажах торгового центра. Композиции, размещенные на этажах здания, образуют некую сюжетную линию и отсылают к театральному бэкграунду Ирины Кориной (художница окончила факультет сценографии в ГИТИСе и реализовала множество проектов в качестве декоратора в крупнейших российских театрах. — Прим. ред.). Все инсталляции названы как главы романа или театральной пьесы из классической русской литературы: например, «Мартовская вьюга», «Случай в усадьбе», «Потерянное кольцо», «Счастливое исцеление» и так далее. На выстраивание подобных ассоциативных рядов Ирину Корину вдохновило ее пребывание на даче, где она изучала книги из домашней библиотеки, которые давно мечтала прочитать, но на это все никак не хватало времени. «Мне хотелось, чтобы зритель был вовлечен в некий сюжет, который он может открыть для себя или скорее создать самостоятельно, гуляя по этажам торгового центра. Я специально выбрала такие названия арт-объектов, чтобы они как бы напоминали нечто знакомое из русской классики (будто вы где-то их уже слышали или что-то о них знаете), чтобы они намекали на некую сюжетность, которая спонтанно выстраивается в воображении сама собой. Все объекты, расставленные в разных местах, составлены из комбинаций не связанных друг с другом образов, которые в то же время могут сложиться в какую-то историю. Это такая “задачка для литератора” или “набор юного драматурга” — человека, который чувствует в себе задор изобрести свою историю, сказку или драму», — объясняет Ирина Корина.
Новое прочтение образов визуальной культуры
Наборы визуальных образов, из которых художница предлагает зрителям создать собственные рассказы, разнообразны и неочевидны: в композициях соседствуют слон, круассаны, головы Медузы Горгоны, вотивные фигурки глаза и уха, масштабированные до размеров человеческого роста молекулы и химические элементы из таблицы Менделеева. «Здесь могли оказаться какие угодно образы, совсем неважно, какие конкретно: мне хотелось, чтобы речь шла обо всем — потому что все в окружающем нас мире может быть важным и неважным одновременно», — говорит Ирина Корина. Каждый образный элемент внутри общей композиции проекта сохраняет в себе исконное значение, как носитель некоего культурного кода, но в рамках проекта современной художницы приобретает новый смысл. Например, букеты в стиле барокко она использовала в качестве символа связей между рукотворной культурой и природой, которая была важна для человечества во все эпохи. Фантазийная инсталляция «Фонтан круассанов» — воплощение спокойной уютной жизни, подобие рая, в котором можно бесконечно наслаждаться французской выпечкой.
Медуза Горгона в контексте настоящего воспринимается не просто как древний миф, а как история виктимблейминга, в которой прекрасная девушка, подвергшаяся насилию, была наказана и превращена в чудовище. Слон в композиции колонны — отсылка к древнему мифу о мироустройстве, согласно которому земная твердь покоилась на спинах слонов и черепах. В проекте Ирины Кориной слон маленький (особенно по сравнению с гигантскими молекулами химических элементов), потому что сейчас идея такого миропорядка не является общепризнанной истиной, а значит, образ слона не играет в культурной иерархии такую же важную роль, как в древности. «Мифы оказали огромное влияние на историю мировой культуры, они часто выступают элементами декора пространств — не только исторических, но и современных, — замечает Ирина Корина. — Культурные коды записаны вокруг нас, просто мы их не всегда считываем и не вдумываемся в значение». Эти слова как нельзя лучше иллюстрируют вотивные фигурки глаза и уха, которые художница интегрировала в проект в качестве напоминания о том, что нужно более чутко и внимательно относиться к окружающему нас миру.
Верховенство природы
Одна из ключевых смысловых линий проекта «Природа вещей. Обновление» — идея возрождения и надежды на новое начало. Пожалуй, цветы, распускающиеся каждый год с приходом весны, лучше всего символизируют процесс обновления жизни. Но в проекте Ирины Кориной центральным образом становятся не сами цветы, а частички пыльцы, которые и дают жизнь новым цветам. «Я хотела поразмышлять об этом в другом ключе: рождение нового всегда связано с большим количеством неизвестного. Часто что-то большое и значимое, будь то даже смена поколений или смысловых парадигм, происходит благодаря чему-то незаметному, на что мы можем не обращать внимания, — делится Ирина Корина. — Я решила, что букеты должны быть из пыльцевых зерен, маленьких элементов природы, в которых заложен большой потенциал для рождения нового».
В основе замысла художницы лежит представление о том, что культура и природа тесно взаимосвязаны, они сосуществуют в сознании людей в равной степени важности. Один из любимых научных фактов Ирины Кориной о том, что благодаря пыльце нарастает культурный слой в городах: среди того, что откапывают археологи, большой процент занимают именно слои пыльцы, потому что она состоит из очень твердых, долгое время не разлагающихся частиц. «Получается, это мельчайший и в то же время нерушимый элемент природы», — отмечает художница.
Научный подход
К слову о восхищении зернами пыльцы и их нерушимостью: узнавание природы в таких подробностях и нюансах стало возможным благодаря достижениям современной науки и техники. «Действительно очень ценно и интересно, что сегодня благодаря микроскопам и другим инструментам мы можем знать, как выглядят мельчайшие частицы природы, и даже можем рассматривать их на фотографических изображениях, хотя не способны увидеть невооруженным взглядом», — говорит художница.
Ирине Кориной мир науки совсем не чужд, она родилась в семье ученых: папа — физик-ядерщик (который однако впоследствии отказался от научной карьеры и стал художником), мама — физик. Несмотря на то что Ирина с юных лет связала свою жизнь со сферой творчества, интерес и любопытство к познанию мира через призму научных достижений она пронесла с собой до сегодняшнего дня. В ее художественной вселенной эта практика приобретает особый размах: невидимые для человеческого глаза микрочастицы масштабируются до огромных размеров — таким образом Ирина Корина приглашает нас поразмышлять над значимостью того, что мы порой не замечаем, а также над относительностью всего, что окружает нас в реальности.
Подготовила Юлия Крюкова