Игра в гуся: как нижегородцы переосмыслили Автозаводский район
Весной этого года Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) объединился с Горьковским автомобильным заводом, фондом «Культурная столица Поволжья» и запустил проект творческих лабораторий «Скрытые чувства». В нем приняли участие 10 художников из 5 городов России — Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Чебоксар.
Вместе со школьниками они на протяжении нескольких месяцев гуляли по Автозаводскому району — самому большому по численности населения в Нижнем. В центре него находится Соцгород — исторический микрорайон, построенный в 1930-е годы XX века возле Горьковского автомобильного завода. Высокие арки, скульптуры спортсменов, башни и шпили, колонны и полукруглые балконы — все эти элементы сталинских «архитектурных излишеств» сохранились до сих пор.
Участники проекта, основываясь на своих визуальных, тактильных, звуковых ощущениях, исследовали особенности района как городского пространства, изучали его архитектуру, историю, цвета и другие элементы. Проект реализовали в рамках программы по развитию территорий «Новый социальный вектор», которую инициировали работники автомобильного завода и поддержал промышленник Олег Дерипаска.
«Прогулка — это художественная практика "создания" пространства, его истории, прощупывания связей между людьми и местом. Прогулки по Автозаводскому району вместе с художниками приблизили ребят к ощущению большей полноты живой окружающей среды и повседневной жизни, открыли им новые грани восприятия пространства. Индивидуальный чувственный опыт прогулок позволил выявить характерные особенности мест, подчас не всегда заметные для самих жителей», — отмечает куратор проекта Дарья Болдырева.
В результате каждая лаборатория, объединив несколько школ, создала свой творческий проект с использованием одного художественного средства. На итоговой выставке-презентации представлены зины, карты района, фотографии, коллажи, настольная игра, видео, уличные микрообъекты, еще орнаменты и узоры для здания школы.
В лаборатории Кати Червонных из Екатеринбурга ребята изучали район с помощью метода дрейфа. В его основе — непосредственное погружение в городскую среду, быстрое перемещение в ней без четкого маршрута и строго определенной начальной и конечной точки, создание «ситуаций» и выполнение абсурдных заданий, фокусирующих внимание и на окружающей среде и на своем внутреннем эмоциональном состоянии. Ученики 169-й школы должны были взглянуть под другим углом на заброшенное здание — первую школу Соцгорода ПТУ № 25, построенную в 1935 году. Из соображений безопасности участники не могли заходить на ее территорию, поэтому они изучали ее методом дрейфа, собирали информацию, рассказы и слухи об этом месте. Все собранные материалы легли в основу городской легенды-страшилки об Андрее Степановиче — духе, охраняющем здание.
«Мы выбрали школу № 25, потому что там в свое время работала один из кураторов проекта. Она вспомнила про эту школу. И мне показалась важной такая связь. К тому же я из Екатеринбурга — столицы конструктивизма, а эта школа тоже построена в этом стиле. Я хотела дать ребятам возможность увидеть необычное в привычном окружении, проявить себя и креативить. Для творчества нужно пространство, и я попыталась его создать за счет "ситуаций" — абсурдных заданий, которые фокусируют внимание на городской среде», — рассказывает Катя Червонных.
Работа с участниками из 111-й школы была сосредоточена на конструировании эмоционального образа района с помощью 3D-сканирования на телефон. В коллекцию 3D-объектов вошли булочки из магазина, портреты самих школьников, гигантские трубы, дорожные конусы, букеты из найденных предметов, любимый ларек, утерянное дерево. На первом занятии ученики составили карту значимых, но не всегда теплых воспоминаний подростков о районе. Эта карта легла в основу итоговой работы лаборатории — настольной "игры в гуся". Сценарии перемещений внутри игры-бродилки разработали сами школьники, а фишками для перемещений стали отобранные ими 3D-объекты.
Художница Катя Гущина с ребятами из 170-й школы и Центра детского творчества Автозаводского района работала с понятием "небезопасность". На прогулки по району ребята брали вырезанные из бумаги "глазки" и "баблы" с восклицаниями и фотографировали их около разных объектов, тем самым словно "оживляя" их. Все проекты объединяла тема взгляда. Как отмечают кураторы выставки, раньше за детьми всегда приглядывали соседи, прохожие, бабушки на лавочке, и таким образом дети ощущали себя в безопасности. В своих работах ребята пытаются вернуть это ощущение. Они создали "глазки", пенокартонные предметы, выражающие самые разные эмоции, и разместили их в небезопасных местах района — у гаражей и в подворотнях. Еще ребята придумали "Историю хомячка" — зин о том, как победить страх. И собрали "оберег от хулиганов".
Участники второй лаборатории Кати Гущиной изучали примеры микро-стрит-арта, а еще примеряли текстовые "баблы" и "глаза" ко всему, что встречалось им на пути, — от памятников Ленину до дорожных знаков. В итоге каждый придумал собственного персонажа, которого они нарисовали и "поселили" в районе. Так появились "водопроводчик", местный супергерой, раздражающий своей вездесущностью коммунальные службы, и "котики", обозначающие места обитания бездомных животных.
«Можно видеть разруху, а можно — пространство для креатива. Вот стоит куча шин, но, если наклеить на них глазки из пенокартона — это уже какой-то "веселый" персонаж. Способность "присвоить" пространство поддерживает даже в самых сложных обстоятельствах. Мы с ребятами много говорим о безопасности, о том, как искусство помогает чувствовать себя увереннее. У ребят нет зашоренности, и часто они выдают прикольные идеи, которые я поддерживаю. И вижу, как это признание помогает подросткам поднять уверенность в себе», — считает Катя Гущина.
Темой проекта для учащихся 20-й и 133-й школ, которые занимались с художницей из Санкт-Петербурга Екатериной Васильевой, стали созвездия. У созвездий на небе есть навигационные звезды, помогающие людям ориентироваться в пространстве. На земле навигационными звездами для участников лаборатории стали их личные ориентиры, будь то архитектурные строения или природные элементы: дворы, заброшенная дамба, сквер, озеро, набережная, лес рядом с церковью, школа. Гуляя по району, фотографируя эти ориентиры и соединяя их изображения между собой через различные ассоциации, ребята нарисовали созвездия и придумали им названия. Свои работы участники объединили в атласы, которые выполнили в разных техниках (фотография, рисунок, живопись).