Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов
Сегодня тот самый день, когда она «проснулась» знаменитой.
21 августа 1911 года мир потрясла новость: из Лувра была украдена «Мона Лиза» кисти величайшего мастера Леонардо да Винчи. Разразился ужасный скандал. Французская полиция обыскивала каждый закуток музея. Все, что нашли, — раму от «Джоконды». На лестнице, которой — внимание — пользовались только сотрудники.
Кражу картины французы восприняли как личное оскорбление. Все силы были брошены на то, чтобы вернуть произведение искусства.
В каком статусе находилась тогда «Мона Лиза»?
Известным шедевром Высокого Возрождения она была только среди профессионалов и интеллектуалов. Широкая публика особо ее не знала, очередей в Лувре к картине не выстраивалось.
Почему же пропала именно она? И как стала главной картиной всех времен и народов?
Вокруг «Джоконды» много легенд и слухов. Мы знаем и о ее чарующей улыбке, и о загадочном взгляде, который будто следит за зрителями. Есть десяток версий о том, кто изображен перед нами. Ведь автор портрета не оставил нам ни даты создания полотна, ни имени модели. Это Изабелла Арагонская? Какая-нибудь любовница Медичи? Зашифрованное изображение любовника Леонардо? А может, это автопортрет самого Леонардо? Да, даже такое обсуждается.
Остановимся все-таки на общепринятой версии. Официальное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Все по-свойски называют ее просто «Мона Лиза» или «Джоконда». Мона — это не имя, а сокращенное от mia donna, что в переводе с итальянского значит «моя госпожа».
Картина новаторская. Леонардо объединил все достижения Высокого Возрождения и довел их до исключительного уровня.
Перед нами сочетание портрета и фантастического пейзажа. Модель располагается в закрученной позе «контрапост». Могу поспорить, что у читателя есть фото в таких же ракурсах — например, с обезьянками из отпуска на Черном море.
Взгляд мимо зрителя. «Джоконда» смотрит влево в точку, которая в 35,5 сантиметра от нее под углом 15,4 градуса.
Техника невероятная. Леонардо накладывал краски тончайшими слоями. Новый слой он наносил только после того, как высохнет предыдущий. Здесь он применил свое знаменитое «сфумато» (по-итальянски «расплывчатый, исчезающий, как дым»). Это прием светотеневой моделировки, при котором создается плавность тональных переходов, смягчаются контуры и тени. Именно он делает ее взгляд таким живым, а улыбку легкой и очаровательной.
Мастерство Леонардо — главная ценность картины. В каком году она была написана, точно никто не знает. Где-то между 1503-м и 1506-м. Сейчас состояние картины плохое, она больше не гастролирует. Краска очень потемнела, считается, что это результат экспериментов художника с составами. Из-за любви мастера к исследованиям другая его известная работа, «Тайная вечеря», начала разрушаться еще при жизни да Винчи.
«Мону Лизу» сразу оценили художники. Рафаэль несколько раз использовал черты Джоконды в своих работах. Потом ее заметили короли. Но до бешеной славы было еще далеко. Прежде чем занять место в Лувре, ей предстояло выбраться из бани! Да, «Джоконда» оказалась в руках французского короля Франциска I. Он поместил ее среди прочих произведений искусства в баню замка Фонтенбло. Там король и развлекался, и принимал послов, и решал некоторые государственные дела. Так что помещение должно было выглядеть представительно. Два века она путешествовала по королевским дворцам. К XVIII веку к ней охладели и забыли. «Джоконда» была не похожа на красавиц классицизма, да и в моду рококо не вписывалась. В 1800 году Наполеон Бонапарт повесил картину в своей спальне, что значительно добавило ей популярности. Через три года он передал картину в Лувр. Там с ней наконец познакомился высший свет, и постепенно она начала завоевывать любовь зрителей в узких кругах ценителей искусства.
Но ни о какой «загадочной улыбке» пока не говорили. Лишь в 1855 году Теофиль Готье написал: «Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» — так родилась легендарная улыбка «Моны Лизы».
От кайзера до Пикассо: список подозреваемых
Итак, до похищения в 1911 году этот шедевр Леонардо был любим только профессионалами. Вор и пресса сделали картину по-настоящему известной. Тогда парижские следователи лихорадочно искали преступника.
С кем у страны были особо напряженные отношения? С Германией. Поэтому первым подозреваемым стал германский кайзер Вильгельм II. Французские СМИ писали, что он отправил шпионов, чтобы показать слабость Франции. Немцы отвечали: «Кража картины — уловка французов, которые хотят спровоцировать войну». Так «Джоконда» накалила политическую ситуацию между странами еще больше.
Следствие продолжалось. Опрашивали всех сотрудников. Появилась версия: в преступлении замешаны анархисты, мечтающие свергнуть власть. Версии рождались одна за другой. И правдоподобные, и совсем нелепые. И вот под подозрение попали художники-авангардисты и их лидер — основоположник кубизма Пабло Пикассо. Начались допросы. Полиция арестовала поэта из круга Пикассо — Гийома Аполлинера. Он стал единственным арестованным по делу о краже картины. К счастью, быстро выяснилось, что авангардисты ни при чем.
Неужели не было вообще никаких стоящих зацепок? Была. Одна. Очень весомая. Полицейский Альфонс Бертильон обнаружил на раме картины отпечаток пальца! Но он терпеть не мог дактилоскопию и проверять ничего не стал. Полиция носилась с разными версиями. Толку от их беготни не было.
Пресса каждый день писала о картине. Это была первая всемирная сенсация. Французская ежедневная газета Le Petit Parisien весь месяц украшала первую полосу «Джокондой».
«Мона Лиза» шаг за шагом двигалась к своей популярности.
Ее потеснила в СМИ только одна новость: 15 апреля 1912 года произошла ужасная трагедия. Лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом. О «Джоконде» на время забыли.
Так все-таки кто украл «Мону Лизу»?
Все это время она находилась в квартире простого воришки-итальянца Винченцо Перуджи. Через два с лишним года после кражи он пригласил к себе флорентийского антиквара и предложил купить картину. Винченцо сказал, что хотел вернуть своей стране украденный Наполеоном шедевр. Правда, он не знал, что никто у Италии эту картину не крал. Леонардо да Винчи направил эту картину в подарок Франциску I после переезда во Францию, чтобы стать художником при королевском дворе, за 250 лет до рождения Наполеона. Интересно, что Перуджа не собирался красть именно «Мону Лизу». Картину он выбрал спонтанно, вспомнив, что ей восхищались посетители.
Винченцо арестовали.
Мировая пресса вернула «Джоконду» на первые полосы. Сенсация вокруг нее продолжалась. На суде приняли во внимание патриотические мотивы Перуджи. Его отправили в тюрьму на 1 год и 15 дней, но отсидел он 7 месяцев.
Французская полиция была опозорена. Оказалось, что у них уже были отпечатки пальцев Перуджи. Если бы они сравнили их с отпечатком на раме, то сразу нашли бы вора.
Автор Алина Сопова