
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

Согласно последним исследованиям, тревожные расстройства являются одной из наиболее распространенных проблем психического здоровья во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2024 год, почти 275 млн человек живут с тревогой за свое будущее и страдают от страха неизвестности. Примечательно, что бороться с этим, помимо прочего, помогает искусство. Учеными доказано, что после посещения музеев люди, страдающие от стресса, тревожности и депрессии, чувствуют себя лучше. В частности, в 2021 году психолог Кэтрин Коттер опубликовала результаты исследований в The Journal of Positive Psychology. Она рассказала, что у испытуемых измеряли гормон стресса — кортизол — до и после посещения культурной институции. Оказалось, что получаса в музее достаточно, чтобы восстановиться и успокоиться.
И все же у искусства и тревоги двоякие отношения. С одной стороны, беспокойство проникает в художественные практики, становясь для многих авторов катализатором творчества. Вместе с тем созерцание искусства позволяет не только отдалиться от мирских забот, порождающих беспокойное, нестабильное состояние психики, но и помогает поразмышлять о трудных ситуациях, принять непростое решение. Это переплетение и стало темой торгов аукционного дома современного искусства dispar:d. Здесь проводят концептуальные аукционы, которые, в первую очередь, являются скорее кураторскими исследованиями, нежели «списком» покупок для охотников-коллекционеров. А новый аукционный проект — «Мы прерываем трансляцию» — состоится 30 января и как раз посвящен постапокалиптическому, антиутопичному будущему.
«На мой взгляд, одной из причин нарастающей тревоги может быть тотальное игнорирование существующих проблем и опасностей. Часто общество боится даже подумать о потенциальной катастрофе. Художники, которые представили свои работы на аукционе “Мы прерываем трансляцию”, посвященном тревоге в контексте антиутопии апокалипсиса, наиболее четко чувствуют то, из-за чего люди на самом деле тревожатся, и становятся своего рода проводниками, помогающими увидеть реальность», — рассказала «Снобу» владелица dispar:d Анна Кузько.
Пожалуй, жанр постапокалипсиса — один из самых сложных в искусстве. На первый взгляд, брошенный на каталог работ, кажется, будто бы они из совершенно разных представлений о том, каким будет то самое «непрекрасное далеко». Но с углублением в контекст каждого из лотов становятся видны тонкие связи, образующие терапевтическую паутину значений для зрителя. Каждое из произведений так или иначе помогает в борьбе со страхом неизвестного будущего — по-своему. «Сноб» отобрал пять произведений из каталога торгов.
Виталий Северов, из серии «Воспоминания будущего»
Как мы уже разобрались выше, у искусства определенно есть некий терапевтический эффект. Но эту поддержку можно объединить с проживанием тревоги через коллективный опыт, в том числе через опыт прошлых поколений. Об этом цикл Виталия Северова «Воспоминания будущего». Художник работает с найденными предметами в заброшенных научных и технических центрах советской эпохи, в том числе с мест ядерных захоронений. Конкретно этот коллаж собран из авторской фотографии и обрывков от инструкции по сборке неизвестного устройства эпохи позднего СССР. Посредством своего художественного исследования автор поднимает тему забвения — из поколения в поколение человек наступает на те же самые грабли, почему-то не оглядываясь на страницы истории. Таким образом, человек продолжает идти к тому, от чего бежал, не учась на ошибках прошлого, но перенимая их.
Никита Голубев, «Безмятежность»

Сложно сказать, кто главный герой в работе «Безмятежность» Никиты Голубева. С одной стороны, это «слон в комнате» в виде воронки от ядерного взрыва. Когда-то это место было эпицентром хаоса, а ныне здесь спокойный, уединенный водоем. Вот и отдыхающий мужчина греет живот, покачиваясь на ярко-розовом надувном круге — это второй претендент на главную роль. Его не беспокоит, что случилось здесь когда-то в прошлом, но и вряд ли он волнуется о том, что будет завтра. Зато сейчас он ловит свой момент одинокого праздника, абстрагируясь от турбулентности в своем собственном, наполовину выдуманном мире. Правда, от него все равно полностью не сбежишь, поэтому герой так явно контрастирует с жутковатым оазисом. Ему бы оглядеться и оценить обстановку, но он не жаждет выходить из зоны комфорта и менять что-то глобально, главное — своя безопасность обеспечена.
Лев Кайс, Lost In WEB

В то время как Виталий Северов работает с воспоминаниями, выстраивая представление о том, каким может быть будущее, если люди научатся пользоваться данным им опытом, то работа Льва Кайса Lost in Web, напротив, говорит о постчеловеческом искусстве. Используя симбиоз современного и классического, художник достигает эффекта отсутствия человека через созданные им же вещи. Барочная металлическая рама в данном контексте символизирует отпечаток великого прошлого, обрамляя лик Мадонны, еще одного символа человечности — веры. Но портрет выполнен на материнской плате, и зритель уже сомневается, а приложил ли к этому руку реальный человек или это лишь отголоски рукотворного? Обращаясь к религии, художник одушевляет технологии, размышляя о том, что станет с ней в будущем, где человечество сольется с цифровыми творениями и продолжит свое существование в виртуальном бессмертии.
Федор Хиросигэ, «Солнце (Пейзаж с Кайласом)»

Пожалуй, Федор Хиросигэ — один из главных антиутопичных художников современного российского искусства. Мир автора представляет собой постгуманистическое будущее, в котором людей больше нет, а доминирующим видом стали «анонимы», антропоморфные грибы. В работе «Солнце» художник иллюстрирует обычный день такого анонима. Он отдыхает и телепатически общается с приятелем (в условиях довольно приятной погоды, а вовсе не ядерной зимы), играет на музыкальном инструменте и, кажется, всем доволен. Этим сюжетом Федор Хиросигэ позитивно-смиренно утверждает, что будущее, после всех возможных войн и катаклизмов, все равно наступит — когда-нибудь. Пускай оно станет другим, а на смену людям придут грибы — это какая-то, но определенность, которая позволяет человеку сегодняшнему замедлиться, расслабиться и просто принять течение времени, как оно есть. Даже если и случится другая форма жизни, разве это плохо? Возможно, это лишь часть эволюции и развития человечества, к которому мы все медленно, но верно придем.
Igor Ost, «Силуэт»

Автор считает, что любой художник «обладает хорошим предчувствием грядущих событий, даже если он сам этого не знает». И этот принцип отражается во многих его картинах, в том числе и в сюрреалистическом сюжете «Силуэта». Художник и его муза продолжают творить даже в разрушающемся мире — похожее забытье вложено в строки песни «Что ты будешь делать?» группы «Сплин». Полуобнаженная Она позирует Ему, и оба, в попытке сконцентрироваться на «своем», оставить себе хотя бы небольшой участок свободы, закрываются от внешнего мира в одеждах из едва ли способной защитить от чего-то фольгой. Тут прослеживается и горькая ирония над сторонниками теории заговора, которые верят, что шапочка из фольги защитит от воздействия на мозг и сознание. Герои находятся в сжимающемся, давящем пространстве, которое запирает их на закрытой сцене, не оставляя выбора. Он и Она оказываются почти без воздуха, но и в этих условиях остаются преданы себе и своим ценностям.
Автор: Катерина Алабина