
Хлеба, зрелищ и надежды. Юбилейная музейная биеннале открылась в Красноярске.
О Красноярской биеннале и «Площади Мира»
Красноярская музейная биеннале — старейшая из всех в России: начиная с 1995 года, она собирала в Сибири коллег из-за рубежа и опиралась на поддержку региональных институций ещё до того, как это стало мейнстримом. Но только сейчас, несмотря на 30-летний труд, российская арт-сцена начала обращать действительно пристальное внимание на регион — о сибирских художниках говорят из каждого утюга, покупать или хотя бы знать их стало модно, а центр «Площадь Мира» и вовсе получил статус музея года на COSMOSCOW.
Музей и правда монументален, всё же это памятник советского модернизма. Снаружи — живописный берег Енисея, а внутри — неисчислимое количество залов и уровней. Площадь выставочного пространства здесь — около пяти тысяч кв. м., и львиная доля занята постоянными экспозициями о революции, дореволюционной России и ВОВ, по-настоящему красивыми и образовательными. Автор мысленно сравнила их с Музеем Победы в Москве — в субъективном состязании победил Красноярск и сильнейшая инсталляция с десятками гранёных стаканов, накрытыми куском белого хлеба.
— Наверное, просто время пришло, — поделилась со «Снобом» своими мыслями на этот счёт директор «Площади Мира» Ольга Темникова. — Для того чтобы люди начали так воспринимать тот или иной проект, требуется время, очень много времени. А это долгий путь, пройденный отнюдь не в одиночку — музей богат экспертами, которые горят своим делом. Кроме того, сейчас появилась тенденция на расширение в регионы в целом, а также помощь от частных проектов. Например, SCAN, с которыми мы работаем в большой дружбе и партнёрстве. Возможно, нам удастся «перекричать» Нижний Новгород, — добавила она.
Действительно, в кулуарах арт-среды уже шепчутся, что Нижнего Новгорода, при всём уважении к их инициативам и выращенным талантам, становится многовато. Эксперты и журналисты сходятся во мнении, что Красноярск, если не заменит Нижний, то станет ещё одной культурной столицей России — третьей, получается, если считать Санкт-Петербург и не считать Москву, в которой количество проектов и институций лидирует по умолчанию. Но вернёмся к биеннале — событию, которое удачно совпало по времени с ярким выходом на российскую арт-сцену ярмарки SCAN и сибирских художников вообще.
О надеждах
Всего — если считать не только основной проект — в 16-й Красноярской музейной биеннале участвуют 20 коллекционных институций и 27 художников. Все инсталляции были разработаны ими на территории «Площади Мира» в рамках арт-лаборатории. А темой биеннале в этом году стал «Принцип надежды». Фраза берёт начало из философии немецкого левого мыслителя Эрнста Блоха, согласно которой надежда представляет собой не психоэмоциональное понятие, а прежде всего онтологическое понятие, инструмент и важнейшую категорию мысли. Когда же мы говорим об искусстве, объясняет комиссар биеннале Сергей Ковалевский, надежда становится «действием в чувственном виде».
— Моей задачей было стать передатчиком этого завета, а ещё — сдирижировать разное и увидеть в нём общее. И получилось не просто разноголосье, а целый ансамбль высказываний, в котором играет сразу несколько сложных мелодий. Они переплетаются, затем расплетаясь, но… Присутствуют и определённые темы, которые повторяются в разных медиумах. Такое разнообразие средств выразительности — это очень здорово, — отмечает Сергей Ковалевский.