
Художница Галя Фадеева: «Кроты — это корни, у которых появилась своя мифология»
Как ты пришла в искусство? Почему решила рисовать?
Мне с детства нравилось изображать или описывать словами действительность и делиться своим видением с другими. Я очень рада, что ни на минуту не прекращала это делать, а мои семья и близкие относились к этому с одобрением и пониманием. У меня нет классического художественного образования, я обучалась переводу с английского и немецкого языков, но мне всегда было близко визуальное искусство, я чувствовала, что в какой-то момент вернусь к рисованию. В студенчестве я познакомилась с поэзией сюрреализма, сама писала стихи, рисовала и делала коллажи. Сейчас я понимаю, что мое творчество и тогда, и сейчас обитало в зазоре между словом и изображением.
Образы, которые я создаю, могли бы быть описаны в литературном произведении, но им органичнее «зависать» в пространстве графического листа или холста. Рисование для меня — это способ переводить свое сознание на плоскость бумаги и анализировать, организовывать результат по-новому.
Если говорить о точке входа в современное искусство, то в 2013 году я увлеклась автоматическим рисунком (им, например, занимались на спиритических сеансах медиумы-проводники, а затем эта практика была развита сюрреалистами) и собрала свою первую книгу художника, которую напечатала небольшим тиражом на собственные средства. В 2017 году издатель и куратор из Франции Борис Детраз взял несколько моих работ для своего альманаха «Blessure Magazine», а в 2018 году я участвовала в групповой выставке в Граунд «Песчаная» в Москве, посвященной зинам художников. Куратор выставки Лизавета Матвеева предложила мне показать серию графики на выставке «Очень странные истории» в галерее MYTH. А после знакомства с галереей Namegallery и резиденции в мастерских «Гаража» я смогла масштабировать свои работы, почувствовать, как они могут органично вырасти.
Какие выставки помимо текущей в школе masters у тебя были? И где твои картины можно будет увидеть в ближайшем будущем?
В мае этого года открылась кратковременная, но значимая для меня выставка «Метаморфозы примулы» в Лахта-центре под кураторством Анны Заведий, которую я считаю визионером. Моей задачей было переосмыслить ботаническую иллюстрацию немецкой художницы XVII века Марии Сибиллы Мериан, за что я с вдохновением взялась, так как знала и любила эти работы. Также я представляю работы в групповом проекте фонда MaxArt в Набережных Челнах, в новом культурном пространстве Дебаркадер-30, которое курируют Мария Калинина и Зульфия Илькаева. Планируется показ второй части выставки о мире кротов в Namegallery в Петербурге, где кроты встретятся со своей противоположностью — бабочками, и создадут новый вид.
Расскажи про свое искусство. О чем оно?
Я хочу дать свободу зрителям определять, что они видят, и, кажется, у меня получается создавать открытые для интерпретации работы. Это сказка без конца, которая сплетается из множества голосов. Я очень люблю формат медиаций — он позволяет по-новому увидеть работы, услышать отклик людей разных поколений.
Твой стиль менялся в последние годы?
По моим ощущениям, работы стали более вариативными, я подружила между собой графичность и живописность. Сейчас я переношу созданную мной керамическую скульптуру на холст. Также акварельные градиенты и карандашные штрихи повторяются в глазурных переливах керамики. И точно мутирует то, что я изображаю. Раньше у меня было много корнеподобных форм в рисунках, за ними пришли кроты, напоминающие о корнях.
А сюжеты? Как ты придумываешь истории и персонажей?
Я фокусируюсь на состояниях и эмоциях, ищу для них место и пространство, где эта эмоция могла бы проявиться. Чувственные состояния приходят из цвета и света. Сюжеты в этой ситуации не второстепенны — они являются носителями этих состояний. Персонажей я стараюсь разглядеть среди спонтанных рисунков — они оживают и начинают жить своей жизнью.
Занимаешься ли ты книжной иллюстрацией или она служит только источником вдохновения? Может быть, тебе самой когда-нибудь хотелось писать детские сказки?
Иногда мне предлагают поработать с иллюстрацией. Часто заказчики узнают обо мне через мои художественные проекты и хотят видеть в иллюстрации ту же органичность и свободу, с которой я работаю как художник, принимающий самостоятельные решения. Сейчас у меня коллаборация мечты с литературным журналом «Носорог», но пока не буду раскрывать секреты! Что касается письма — я бы хотела опубликовать книгу о моей вселенной кротов. Пока я собираю материал, записывая короткие прозаические фрагменты, иногда — стихотворения. Меня занимают вопросы соотношения изображения и текста и самого книжного оформления.