
Художница Пана: Для меня Питер — это девочка в винтажной блузе, обязательно с Уделки
Давай начнем с главного — ты впервые сделала обложку для медиа. Наверное, волнительная для художника история?
Да, «Сноб» у меня в этом плане первый! Это очень важный и долгожданный для меня опыт. Мне сказали, что тема выпуска — Санкт-Петербург, и предложили изобразить скульптуры — или здания-символы города. В своей практике я обращаюсь к женским образом. И, когда начала рисовать обложку, поняла, что для меня Питер — это тоже Она, и у меня есть возможность создать ее портрет. Для меня Питер — это девочка в винтажной блузе, обязательно с Уделки. Она бежит на очередной вернисаж или другое богемное событие, по дороге потеряла туфлю! Рассеянная немножко. А на голове у нее то ли шляпка, то ли прическа в виде фонтана… Или даже туча, через которую она плачет. Потому что Питер — это что-то праздничное и плаксивое одновременно, винтажное и очень-очень красивое. Жестких рамок, как это бывает, когда мы сталкиваемся с классическим пониманием задачи «сделать по ТЗ», у меня не было. Мне кажется, когда художникам предлагают нечто подобное, всегда оставляют ему поле для творчества. Если был бы нужен иллюстратор-исполнитель, то это другой вопрос, а к художнику обращаются за его видением.
Но, в любом случае, это не первая твоя коллаборация…
Да, недавно мы выпустили небольшую коллекцию футболок с Befree в рамках их проекта Co:Create Hub. А в рамках выставки «Не усложняй» в питерском Masters Bookstore — лимитированную серию шелковых платков по мотивам одной из моих картин. Я с радостью коллаборируюсь. Бывают правки, конечно. Но я не сказала бы, что они меня ущемляют или ограничивают полет моей фантазии. Это всегда происходит в очень бережной и вежливой коммуникации.
Забавно, что все твои коллаборации так или иначе связаны с тканью, учитывая, что ты училась на дизайнера одежды. В художественной практике ты тоже используешь лен. Как так получилось?
Просто во время учебы у меня дома было очень много учебных тканей — бязь, лен. А однажды у меня закончились все холсты и вся бумага. Но порисовать очень хотелось… Ночью (смеется). В общем, чем богаты, тем и рады, поэтому я не стала париться и решила ради интереса порисовать на ткани черной акриловой краской. К синему цвету пришла, потому что тогда был в моде International Klein Blue. На волне общего фанатизма я сильно влюбилась в этот оттенок, так он и прижился. Но многие видят в моих работах и выбранной палитре гжель или аллюзию на Матисса.
Некоторые художники, наоборот, считают, что создавать что-то на заказ — это уже не про искусство, а про потребление. Несколько аутсайдерская история как будто, и мало кто хочет с этим связываться. Как ты определяешь для себя эти границы?
Ой, я точно не против того, чтобы сделать что-то на заказ. Но дело в том, что с моей стилистикой будто бы никто и не попросит написать на заказ тот же портрет (смеется). Мои персонажи — это всегда одна и та же девочка, которая меняется в зависимости от условий, в которые я ее помещаю. Бывает, мне пишут с желанием сделать что-то на заказ, но и в этих случаях приходят именно за моим видением. Конечно, не без небольших личных пожеланий, но это нормально. Как художник, я не вижу ничего плохого в том, чтобы создавать искусство на заказ. Есть заказы, которые приносят очень хорошие деньги, так почему бы и не поработать? В конце концов, художник — это работа.