Дмитрий Маликов и Екатерина Манойло
Дмитрий Маликов и Екатерина Манойло Фото здесь и далее: Мария Хавторина

Маликов: (С прищуром.) Вы очень молоды. Вы берете вопросы из головы?

Манойло: Я бы не хотела, чтобы вы воспринимали наш разговор как интервью, мы просто болтаем за кофе — о современной культуре, музыке, любимых книгах... Хотите, можете меня о чем-нибудь спросить. Понимаю, я вам пока не сильно интересна, но…

Маликов: Но мне всегда интересно было, почему люди делают татуировки?

Манойло: Ну, я не могу за всех говорить. Первые я делала, наверное, из-за какого-то непринятия своего тела. Может, из-за подросткового бунта. Сейчас я воспринимаю татуировку как украшение, которое не хочу снимать. Последнее тату мы сделали парное с дочерью, это эскиз скрина плеера с названием песни The Doors — Hello, I Love You.

Маликов: Дочке сколько?

Манойло: Будет семнадцать.

Маликов: Да ладно?!

Манойло: Получается, не так уж я и молода! А у вас нет татуировок? Как вы к ним относитесь?

Маликов: Как бы это сказать… В плане эротического какого-то отношения к женщине мне это не очень нравится. А эстетически нравится. Мне трудно ответить. Я же человек старой формации. Хотя в моей юности тоже делали татуировки, просто это не так было распространено. Кстати, музыканты же часто делали.

Манойло: Но вас как-то обошла эта участь?

Маликов: Я вообще об этом никогда не задумывался, не было ни мысли, ни желания, ничего. И у меня не было отторжения тела своего. Спасибо, Господь дал мне хорошую внешность и родителей, хорошую генетику. Все говорят, вот Маликов хорошо выглядит, не стареет. Это приятно слышать. Но рано или поздно я постарею, как и все люди. Но я не хочу, так сказать, искусственно омолаживаться. Слушай, ну мне 55 лет, куда деваться-то, время летит, ничего с этим не сделаешь.

Манойло: А не искусственно омолаживаться — это как, за счет спорта и диеты?

Маликов: Я ничего особенного не делаю. В принципе, я даже ем все. Но сейчас немножко, конечно, надо себя ограничивать в алкоголе. Ведь как бывает: винцо — беленькое — бокальчик, потом другой, третий, и вот так каждый вечер… Это неправильно, несмотря на то что это приятное дело. То есть бокал можно, а больше нет.

А что касается спорта, сейчас это ежедневные длительные прогулки быстрым шагом. Плюс несколько упражнений в небольшом зальчике дома и бассейн. Плавание — это монотонная вещь, надо долго плавать, чтобы была польза. Моему сыну семь лет, он хорошо плавает, потому что к нему ходит преподаватель.

Манойло: А вы тонули в детстве?

Маликов: У нас дача была в деревне Репихово, это 55-й километр. И там вот речка была, в которой я тонул. Ну, когда плавать не умел, начал захлебываться в реке.

Кстати, недавно познакомился я с одним человеком, доктор-гомеопат, который делает диагностику по пульсу. Знаете, есть такие люди? 

Манойло: Нет, но очень интересно.

Маликов: Это круто на самом деле. Она измеряет пульс и спрашивает: «Тонули в детстве? Такое ощущение, что дыхание немножко сбито, ну и такой страх остался».

Манойло: А остался?

Маликов: Слушай, у меня много страхов. Я вообще ипохондрик, к сожалению. Вот сейчас начал изучать, что это такое. Оказывается, это человек, который боится всего. Боится болезней, анализов…

Манойло: Поэтому вы выбрали диагностику по пульсу.  

Маликов:  Короче, я псих уже тоже.

Манойло: Почему тоже?

Маликов: Потому что все психи. А что, нет? Несмотря на то что я очень благополучный внешне человек и у меня действительно все хорошо, нервная система не справляется.

Манойло: Поэтому бокальчик вина вечером.

Маликов: Поэтому бокальчик, да. Но сейчас приходится отказываться, потому что это все равно временная мера, которая затягивает и вредит.

Манойло: А нет ощущения, что в музыке больше всего «психов»?

Маликов: Дело в том, что в музыке нельзя иначе. Как любой художник, ты находишься на острие, это всегда некий пик эмоций, который предполагает сначала напряжение нервной системы, потом откаты. Поэтому так много у этих людей стресса… алкоголя, наркотиков и так далее…

(Прервался на селфи с поклонницами.)

Маликов: Извините пожалуйста. Вообще, должен сказать, что я не люблю интервью. Вернее, для интервью нужен определенный настрой. Не всегда он есть.

Манойло: А сейчас как?

Маликов: Сейчас хороший настрой, более-менее игривый. Да вот, по поводу психологического здоровья… Это очень эмоционально затратная профессия. Кажется, что все легко, деньги, успех. Но! Во-первых, успех то есть, то нет. Всегда есть кто-то, кто успешнее. Это очень конкурентная среда. Многое, как и в актерской профессии, зависит от возраста, как про поэзию кто-то сказал однажды: «Поэзия — удел молодых», так же и поп-музыка — удел молодых. Поэтому я так много работаю, продолжаю писать песни. Сейчас я стараюсь перевести свое творчество больше в инструментальную стезю, но здесь гораздо сложнее раскрутиться, сложнее добиться успеха. Пользуясь случаем, прошу дать ссылку на мою фортепианную музыку, сопроводительную к нашему разговору. У меня восемь альбомов фортепианных. Panacea — музыка, которая лечит, и «Отражения» — музыка медитативная, перед сном. Есть этнический альбом Cafe Safari. В альбомах PIANOMANIЯ и «Парад планет» фортепиано и оркестр симфонический. Если человек услышит мою музыку и если он услышит ее в правильной атмосфере, то он уже останется со мной навсегда. Только как сделать так, чтобы он ее правильно услышал? Вот это основная задача. Это то, над чем я бьюсь много лет. 

Манойло: Кажется, это популярная сейчас история: музыка из сериалов в исполнении симфонического оркестра, рок-хиты с симфоническим оркестром…

Маликов: Я хорошо отношусь к этой истории, потому что на это ходят люди. Моя проблема в чем? Я изначально почти отказался добиться успеха через известные мелодии кого-то. То есть я пишу свою музыку и пропагандирую свою музыку.

И она очень хорошая, она даже гениальная, можно сказать. Вот вы когда ее послушаете, вы это поймете. Я не просто так говорю. Просто бывает очень обидно. Например, у моего сына новая няня — очень хорошая учительница. Она приходит заниматься с ним вечерами, и вот однажды она говорит мне: «Я так люблю ваши песни, а еще я увидела в вашем телеграме, что вы играли Шопена. Вы играете на фортепиано? А я и не знала». А у меня вообще-то очень много фортепианной музыки. Я так расстроился. Правда, потом она пришла, рассказала, что на следующий день обсудила этот факт в школе, и все знали, что Маликов композитор, консерваторию закончил, пианист…  

Манойло: Можно на собеседовании аккуратно просить продолжить фразу: «Дмитрий  Маликов — это: а) пианист…»

Маликов: Это, конечно, все шутка, но в каждой шутке... Поэтому я тут же стал звонить своим ребятам, девчатам, кто у меня занимается пиаром. Что делать? Вот как с помощью маркетинга сделать так, чтобы об этом узнали? Либо это изначально элитарное, а не массовое творчество? Раз в год, раз в полгода я даю концерты в Доме музыки с оркестром. Зал 1500–1700 мест. Как певец в Кремлевском дворце я собрал семь тысяч. Я как бы слуга двух господ: с одной стороны, поп-музыка, где деньги и успех, с другой стороны, инструментальная, где душа. Об этом можно написать следующую книгу...

Манойло: Понимаю. Знаете, на «Снобе» я еще веду блог «Цацки и книжки». Это рубрика, в которой писательницы рассказывают мне про свои любимые украшения. И у меня случались мероприятия, где меня знали исключительно как автора этой рубрики… Мой статус писательницы потом выяснялся как приятный бонус.

Маликов: Интересно. Ну, то же самое и в песнях. Делаешь альбом, думаешь, что станет хитом, а он хитом не становится. А потом вдруг раз — и какая-то вещь выстреливает. Это очень приятно. У меня из старого ничего особо пока не завирусилось. Просто есть набор хитов, которые все знают, любят. Десятка песен, условно говоря. 

Манойло: А с песнями, которые стали хитами, было какое-то предчувствие? Или наоборот, вообще не думали, что песня выстрелит, а она выстреливала?

Маликов: Например, я не думал, что песня «Еще, еще» станет хитом. Когда я сделал альбом, эту песню поставил в конец, так как она лирическая, медленная. А ставку я делал на абсолютно другую композицию. Ко мне пришел выпускающий человек, я говорю: «Вот у меня песня, “Этой ночью” называется. Мне кажется, она будущий хит». Она отвечает: «Да, неплохая, но вот у вас есть песня “Еще, еще”, вот на нее надо делать ставку». Я говорю: «Да ладно, не может такого быть». А она: «Послушайте меня». Я сделал, как она говорила, и убедился в ее правоте. 

Манойло: А это что за девушка была?

Маликов: Эта девушка впоследствии стала известным продюсером. Она и тогда была известна. Алена Михайлова. То же самое у меня было с песней «Нет, ты не для меня». Пришел ко мне режиссер клипов Олег Гусев и говорит: «Дима, “Попробуй изменить” — хорошая песня, но у тебя есть песня в альбоме “Нет, ты не для меня” — вот ее надо снять, нам она больше всех понравилась». И опять же он угадал.

Манойло: А чутье на молодых исполнителей у вас есть?

Маликов: У меня получаются фиты с молодежью. Сейчас как бы трилогия релизов. Все фиты родились случайно. Первый был с Venom Boy. Это парень, стример и немножко рэпер 5oрка с очень большой армией поклонников. Мы как-то с ним объединились и сделали трек. 40 миллионов просмотров в TikTok.

Второй фит — с артистом Lida. Он из тех молодых симпатичных ребят, которые поют активную, порой агрессивную, порой с матом, современную поп-музыку. Причем Lida оказался парнем с интеллектуальной подушкой, его родители достаточно большие ученые-физики. С ним вот сейчас мы выпустили клип на песню «Я тебе соврал». Третий — с Nemiga, благодаря шоу «Фреш». Три трека. Шоу 3 КОТА. Мы не планировали, но песня симпатичная получилась, и ребята хорошие. Посмотрим, что это будет. Меня все хорошо воспринимают, для молодежи я как бы свой. А вот фиты с моими коллегами не очень получаются, не знаю почему. Хотя мне бы очень хотелось, например, с Zivert что-то сделать. Мы в хороших отношениях. Хочется вот такой дуэт, как бы сказать, для средней возрастной аудитории.

Манойло: А бывают фиты и коллаборации с пианистами?

Маликов: Хороший вопрос. У меня коллаборация получилась очень хорошая с Игорем Бутманом. Я не джазовый музыкант, но элементы джаза присутствуют и в классике, и в моей музыке. У меня даже есть одна пьеса, которая называется «Кто стрелял в джаз?». Мы с Игорем играем ее на концертах. И должен вам сказать, что это объединение очень помогло в последние пару лет. Я кайфую от этого. Дело в том, что джазовые классические музыканты очень большие снобы. И они меня воспринимают немножко как эстрадника, а эстрадные музыканты меня воспринимают как «классика». Опять я где-то между, понимаешь, завис.

У меня было взаимодействие с оркестром Башмета, с оркестром Спивакова. Я их либо приглашал на запись, либо просил сыграть вместе на концерте, а вот что-то сделать совместно — такого нет. Дело еще в том, что в жанре неоклассики у нас нет больших звезд. Мы классно играли с Никитой Мельниковым, со шведским пианистом Робертом Уэллсом. Роберт мне подарил обработку «Венгерского танца» Иоганнеса Брамса, я играю ее почти на каждом концерте, шикарный номер. Я открыт к коллаборациям! И мне еще нравится идея ввести в свою программу гусляра, например. Что-то народное. Мне бы хотелось объявить не конкурс, не кастинг, а такой призыв, чтобы интересные, талантливые, необычные музыканты прислали свою музыку или свое видение моей музыки, и пригласить их в свои инструментальные фортепианные концерты, шоу.

Манойло: Классно. Я хожу иногда на чтения или поэтические вечера, и одно дело — просто читка, и совсем другое — читка под саунд-дизайн, музыку.

Маликов: Это прекрасно работает в комплексе, да. Вы предвосхитили одно из моих направлений. Я хочу сделать проект с прекрасным артистом Антоном Хабаровым. Он очень видный, талантливый актер, недавно на Первом канале вышел большой фильм с его участием про Казанову. Мы сейчас ищем пьесу, ищем фактуру. Потому что просто стихи читать под музыку — это банально. Мы хотим сделать совместную программу, что-то вроде «О чем молчит Казанова?». Мне кажется, девушкам это будет интересно послушать.

Манойло: Смотря каким.

Маликов: Так что я абсолютно с вами согласен, музыка нуждается в какой-то литературе. В широком смысле этого слова.

Манойло: Может, и у нас с вами получится коллаборация. Если что, свою третью книгу я озвучила сама. Она только вышла, а уже 20 тысяч прослушиваний и ни одного негативного отзыва чтецу. Но я хотела сказать другое. Иногда и литература преображается с музыкой.

Маликов: (Улыбается, мол, раскусил.) Хорошо, понял. Я ознакомлюсь с творчеством.

Манойло: Если продолжить… Думаю, элитарность и снобизм классической музыки десятилетиями культивировались в популярной культуре… Вот вы вспомните фильм, где, например, пианисты представлены как классные простенькие ребята?

Маликов: Ну да, как правило, это суперзакрытые и часто неуравновешенные люди.

Манойло: Я сейчас вспомнила фильм «Мое сердце биться перестало» режиссера Жака Одиара. Вы не смотрели случайно?

Маликов: Нет.

Манойло: Главный герой — сын ростовщика и пианистки. В нем уживаются страсть к бандитизму и к музыке: днем он берет уроки игры на рояле, а вечером выбивает долги… Отличный фильм. Но и опять же «Пианистка» Ханеке. Вы смотрели?

Маликов: Смотрел «Пианистку»… На самом деле нужно просто искать новые формы подачи такой музыки. Я вижу это прежде всего в концертных шоу. Нужно потратиться: пригласить интересных музыкантов, сделать видео-арт или какое-то кино типа с Джеком Воробьем — с нашим любимым Джонни Деппом. Использовать какие-то современные технологии, запахи, голографии и прочие чудеса. Главное же завлечь публику, а дальше уже музыка работает. Понимаете? Главное, чтобы не орали «пой давай песню».

Манойло: Я недавно была в кабаке в Петербурге, и в программе было заявлено, что будут популярные хиты. Но! Никто не предупредил, что в джазовой обработке.

Маликов: Людям не понравилось?

Манойло: Они не кричали, но между собой обсуждали, мол, нельзя нормально исполнить Меладзе?

Маликов: Понимаю! Кстати, песни «Ты одна такая» и «Нет, ты не для меня» я сделал в джазовой обработке. Дальше уже вопрос продюсирования. Мне приходится идти таким путем, быть слугой двух господ. В этом тоже есть миссия. Я недавно выступал в популярном месте на Новослободской — Stereo People. Большой очень бар, как это все здание, набился битком: молодежь, девушки прекрасные, как вы. Все поют, все слова знают. Я шучу дежурные шутки: «Ваши бабушки выросли на моих песнях». Ну и так далее. Эта работа дает мне возможность хорошо существовать, жить нормально, обеспечивать свою семью, свои потребности, ну и заниматься параллельно другим делом.

Манойло: То есть вы зарабатываете деньги на эстраде и несете их классике?

Маликов: Выходит, что так. У меня есть спектакль о классической музыке и отдельная программа, которая называется «Уроки музыки», где я встречаюсь с детьми. Порядка двухсот встреч я уже провел по всей стране.

Манойло: У вас есть потребность наставничества, получается?

Маликов: Мне не очень нравится индивидуальное преподавание. Организационно мне трудно и слишком ответственно делать школы. А вот встречи, когда я прихожу, и есть аудитория детская, заинтересованные педагоги, идеально, чтобы приехать в чужой город и вместе помузицировать, пообщаться. В этом я вижу свою миссию. У нас есть еще один образовательный проект «По классике». Второй сезон будет про живопись. Я ее очень люблю и немножко понимаю. В каждом городе первое, что я делаю, — иду в музей. У вас есть любимые художники, любимые направления, и вообще, как отношения с изобразительным искусством? 

Манойло: Любимые есть, конечно. Хоппер, Магритт, Бексиньский… Для поддержания разговора о живописи, наверное, мне не хватит какой-то базы, но люблю, восхищаюсь, могу долго любоваться, пытаюсь понять как-то современное. 

Маликов: Я считаю, что молодежь больше тяготеет к современному искусству. А я хоть сам и творческая молодежь, но больше люблю старое. Я очень хорошо разбираюсь, как я считаю, в русском искусстве первой половины XX века. Если говорить о посещаемости, например, антикварный салон проходит в Москве — это не самое популярное мероприятие. А вот выставка современного искусства Cosmoscow привлекает очень большое количество молодежи.

Манойло: Может, тут еще дело в маркетинге? Cosmoscow активно все пиарят, и они заходят через инфлюенсеров. 

Маликов: Ну да, а вот эти галереи антикварные — они очень традиционные, у них нет инфлюенсеров.

Манойло: Может, и есть, но тут такой флер опять же снобизма, чего-то элитарного, не для всех.

Маликов: Дорогого.

Манойло: Да! А из современных художниц я люблю Таню Ахметгалиеву. И вот как раз для моей новой книги Таня нарисовала обложку и несколько иллюстраций. 

Маликов: Красиво получилось?

Манойло: Очень. А одну работу Таня мне подарила и на бумаге. Я повесила ее в кабинет. Но если вернуться к «Урокам музыки», как вы относитесь, когда родители в раннем возрасте отдают детей в музыкальные школы и это такая общая родовая травма?

Маликов: Но потом они повально очень переживают, грустят и говорят, какой я дурак, идиот, что бросил, и так далее. У меня позиция такая: родители должны давать детям весь спектр занятий. Спорт, музыка, у кого-то балет, у кого-то шахматы, рисование и так далее... И родители должны смотреть, куда ребенка тянет, где ему больше нравится, где он чувствует интерес. И уже там концентрировать свои усилия.

Манойло: А вы чувствуете поколенческую разницу, когда работаете с зумерами?

Маликов:  По-разному. Я вижу по своему сыну, что его важно зажечь. Например, у меня есть двоюродная сестра, так вот ее дочке настолько нравится фортепиано, что она  вообще от него не отходит.  При этом она нот толком не знает, по слуху подбирает музыку. Ее надо учить, мне кажется, дальше. А у Марка моего сейчас пока футбол в приоритете. Он парень разносторонне развитый. Посмотрим. Дело в том, что профессия музыканта очень тернистая. Может повезти, может не повезти, никто не знает. Пусть родители берут ответственность на себя, не страшно.

Манойло: Подумаешь, вырастут — напишут книги про то, как страдали и не хотели брать уроки сольфеджио. Кстати, про книги. Расскажите о своей домашней библиотеке?

Маликов: У меня большая библиотека книг по искусству, собрал альбомы многих русских художников. Покупаю и букинистические, и современные издания. С выставок беру каталоги, чтобы потом посмотреть и вспомнить, где был. Очень люблю поэзию Бродского. Моя настольная книжка — большой том его собрания сочинений.

Манойло: А вы не смотрели недавно постановку «Мрамор»?

Маликов: Нет, кстати, где она была?

Манойло: В месте, где жил Бродский, — музее «Полторы комнаты» в Петербурге.

Маликов: Вы были?

Манойло: Я смотрела онлайн из дома. Там же очень маленькое помещение — идеально для локации тюремной камеры, где пожизненно сидят главные герои Туллий и Публий. И вот в комнатке видеонаблюдение с трансляцией. То есть посмотреть спектакль можно было только онлайн. Потом уже Цыганов и другие вышли в лекторий, где обсудили со зрителями пьесу. Я знаю людей, которые скидывались и покупали один билет, чтобы устроить дома такой просмотр. По-моему, это замечательно.

Маликов: Я бы с удовольствием посмотрел. Что касается книг, то сейчас я слушаю перед сном, например, небольшие рассказы Чехова. Они все какие-то мудрые. Чехов родился со мной в один день, поэтому он мне очень близок. 29 января, как и я.

Манойло: А это Козерог, да?

Маликов: Водолей.

Манойло: О, Водолей. Понятно. Добрый вечер.

Маликов: Вы тоже?

Манойло: Да.

Маликов: А у вас когда день рождения?

Манойло: У меня 19 февраля, как у писателя Рю Мураками. Он мне близок, возможно из-за того, что мы родились в один день.

Маликов:  У меня все Водолеи. Сын, дочь, жена.

Манойло: То есть два Водолея могут ужиться?

Маликов:  Могут. А про книги… Где-то в 90-е годы в каком-то городе в отеле лежала распечатанная Библия. Практически без переплета. Не знаю, можно ли было или нельзя, но я ее взял с собой.

Манойло: Вообще нет, нельзя было.

Маликов: Наверное. И вот я до сих пор вожу ее с собой. Это 30 лет практически. Она уже вся потрепанная, иногда открываю, читаю ее. Эта книга как мой талисман, должна быть всегда со мной, особенно в дороге.

Манойло: Вы перечитываете любимые места или на рандомной странице открываете и читаете?

Маликов: Просто открываю в любом месте и читаю. Еще у меня есть первое издание Пушкина. Не так давно слушал «Евгения Онегина». Мне очень нравится запись в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Она идет несколько часов.

Манойло: Я много раз перечитывала, но никогда не обращала внимания на аудио. Спасибо, послушаю теперь. Кстати, недавно была премьера «Евгения Онегина» в Театре Маяковского. Мне понравилась версия Егора Перегудова.

Маликов: Вы молодец, что ходите по театрам! Богомолова хвалят постановки последние. Театр такое дело: можно пойти и что-то понравится, а можно уйти разочарованным. Поэтому надо уже ходить на то, что рекомендуют.

Манойло: Причем рекомендует человек, с которым у тебя совпадают представления о прекрасном. У меня бывает от обратного. Если человек похвалил, ты думаешь: нет, точно не буду смотреть, знаю я, что тебе нравится.

Маликов: Бывает такое, да. А одна из моих любимых фраз: нравится картина — не знакомься с художником.

Манойло: Я часто думаю об этой границе между творцом и творением. Был у вас какой-то опыт негативный? Хотя как вы об этом скажете…

Маликов: Да, это же не с потолка фраза взята. Художники часто бывают невыносимые люди. Про Ван Гога такое можно сказать. Чайковский был не подарок. Это же все такие непростые профессии, мы с этого начали.

Манойло: Но тем не менее смотрите, как мы поговорили (шепотом) как два Водолея. Спасибо!

Маликов: Спасибо тебе! Я говорил от души и неформально.

(Ушел фотографироваться с поклонницами)

 

Концерт Дмитрия Маликова пройдёт в Зелёном театре ВДНХ, 26 июня                                 

Креативный продюсер проекта: Мария Маханова

Фотограф: Мария Хавторина

Благодарим ресторан  Unica , (Благовещенский переулок 10, стр 2) за помощь в проведении съемок.