Пожалуй, последние несколько лет коллекционер как игрок арт-сцены выходит из конфиденциальной тени. Стало модным показывать частные собрания и собственным примером привлекать к коллекционированию новую волну меценатов. Некоторые приобретатели искусства стали почти суперзвёздами и обрели фанатскую базу среди художников. Одни практикуют коллаборации с ярмарками и ведут собственные микромедиа, открыв меценатский блогинг. Другие же открывают собственные фонды поддержки современного искусства, а в этом году состоялась Биеннале частных коллекций, охватившая более 40 арт-пространств.

Кроме того, теперь существует и «Маршрутная карта коллекционера», индустриальный документ, подготовленный АГА. В нём составители объясняют особенности ценообразования произведений искусства (в том числе тиражного), описывают стандарты арт-консалтинга и делятся Кодексом профессиональной этики участников арт-рынка. По большей части он основан на принципах открытости — и эта тенденция уже не первый год охватывает весь мир. Согласно отчёту Art Market Trends 2025 от Artsy, 69% коллекционеров не решились покупать искусство в уходящем году именно из-за недостаточной прозрачности потенциальной сделки. 

Потребность в дополнительной информации о желаемой работе — повторяющийся запрос среди покупателей. Речь не только о провенансе, но и о цене на произведение. Artsy утверждают, что между прозрачностью и продажами существует прямая связь: работы с видимыми ценами продаются в 6 раз чаще, чем те, где прайс раскрывают по запросу. Но какие ещё препятствия, «красные флаги» могут помешать коллекционеру пополнить своё собрание? 

Пётр Митюшкин, коллекционер, сооснователь квартирной галереи «Зайка Space» и автор ТГ-канала «Сочувствующий коллекционер»

Однозначный red flag — если художник делит произведения на те, которые он создаёт ради искусства, и на те, которые он создаёт ради продажи. Я считаю, что это недопустимо. Коллекционер рассчитывает на долгосрочную ценность приобретённого, верит в то, что купленная им вещь — это не открытка или какой-то цифровой print, а произведение с большой буквы, в которое художник вложил свою репутацию, навыки… И сделал это не для того, чтобы заработать денег, а потому, что понимал, что делает, зачем, какой нематериальной ценностью он наделяет создаваемые предметы. Так что коммерческая ориентированность — однозначно red flag. Это путает коллекционера, мешая сделать правильный выбор и не пожалеть о покупке. Другая пара green/red — это возможность экспонировать купленную работу в будущем. Многие художники не хотят и не готовы заморачиваться, писать коллекционеру и просить у него свои работы для выставки. Но это очень важно. Поэтому для меня green flag, когда тебе предлагают участвовать в выставках и предоставлять работу как коллекционер. Я с удовольствием отдаю работы на выставки. Мне кажется, это необходимо и с точки зрения имиджа, и с точки зрения увеличения капитализации коллекции, стоимости отдельных вещей после публичного показа.

Сергей Лимонов, коллекционер, предприниматель, основатель Limonov Art Foundation

Красным светом для меня будут покупки коллекционером работ художника мимо его галереи, а также жёсткая торговля и выбивание чрезмерных скидок. Я не одобряю покупку работ только в одной галерее — так, как правило, действуют жертвы харизмы конкретного галериста. Неприемлема длительная бронь на работу художника в условиях коротких сроков ярмарки. Бронь может держаться только до следующего потенциального покупателя. Не поддерживаю шопоголизм — под ним я понимаю ситуацию, когда вместо более трудозатратного, интеллектуального поиска шедевра коллекционер предпочитает количество произведений в собрании их качеству. А зелёный свет для меня — найти на ярмарке новое имя. Это непросто, потому что уже на бессознательном уровне обращаешь внимание только на привычные имена художников. Зелёный свет — увидеть шедевр, и даже переплатить за него.

Марина Лошак, коллекционер, экс-директор ГМИИ им. Пушкина, соучредитель фонда «Новые коллекционеры»

Я думаю, что моральность коллекционера ничем не отличается от моральности человека не собирающего. Все те же табу и все те же «красные флаги», применимые в повседневности, применимы и в вопросе коллекционирования. Абсолютно те же. А вот «зелёные флаги» — порядочность, честность, действия согласно правилам и этическим нормам… Мне кажется, они и есть самое главное. Важно быть открытым, стараться понять, помочь — и художнику, и галеристу, и вообще всем людям, которые находятся внутри арт-сообщества. Мы неразрывно связаны друг с другом. Важно уйти от беспочвенной критики, подавить в себе гордыню, которая толкает в эту сторону. И в конечном счёте не казаться, а действительно стать фигурой, с которой и хочется, и приятно взаимодействовать всем участникам процесса: и художнику, и галеристу, и музейщику. И всем тем людям, которые наблюдают за арт-сценой.

Фрол Буримский, коллекционер, кутюрье, основатель Flor et Lavr Gallery

Для меня green flag — это прозрачность, уважение к художнику и желание рассказать о работе честно, без давления и спешки. Мне очень близок подход галереи FUTURO. На последних ярмарках их стенды выглядели как полноценные выставки — это были настоящие исследовательские проекты, а не просто набор «новых работ» на продажу. Такой уровень вникающего, бережного показа всегда вызывает доверие. А red flag — когда взаимодействие сводится к схеме «купи-продай», без смысла и без попытки показать глубину контекста. В коллекционировании для меня важен диалог — с художником, с галереей… Но ещё важнее — персональный отклик от работы.

Лилиана Маррэ, коллекционер, директор ЦРСИ SCAN

В частном коллекционировании, в отличие от публичного, необязательно должна быть система, и вы не обязаны прислушиваться к рою советов. Основной принцип собирательства в том, чтобы брать в коллекцию те работы, которые вам действительно нравятся. Но часто начинающие коллекционеры начинают советоваться со всем окружением перед покупкой — это самая большая ошибка. Это риск, что вы приобретёте работы, которые вам не сильно близки, а которые вам навязали, сказав, что они инвестиционно привлекательны или имеют какую-то невероятную ценность. Но с перепродажи работ заработать миллионы практически невозможно. Это получается у единиц, так что, нет ничего стыдного в том, чтобы подбирать работы под цвет своих стен. В собирательстве как раз green flag — это ориентироваться на собственные чувства, на любовь к конкретной работе. А red flag — это купить навязанную кем-то работу, которая вам даже не очень симпатична. Ведь жить с ней вам, а не кому-то другому.

Автор: Катерина Алабина

Фото спикеров: из личного архива, пресс-служба SCAN, Борис Захаров