
Поэтика света, математика звука и сорняки: чем удивит итоговая выставка арт-резиденции «Гало»
Ключ к «Резонансу» и «Гало»
Подмосковная Черноголовка связана с именем физика-теоретика Льва Ландау: именно здесь его ученики основали в 1964 году Институт теоретической физики (ИТФ РАН). Ландау изучал белых карликов и нейтронные звёзды — и неслучайно название самой арт-резиденции отсылает к гало, сферическому облаку звёзд, где белых карликов особенно много. По задумке кураторов, так же, как галактическое гало «обнимает» Млечный путь, арт-резиденция «Гало» обрамляет наукоград, приглашая художников стать первопроходцами в художественной архивации его культурного ландшафта. «Резонанс» в этом контексте — не только научная метафора, но и метод: искусство настраивается на вибрацию города, вступает в диалог с жителями, а город отвечает на этот отклик. Научный фокус резиденции связан с локальной средой: в составе Научного центра РАН здесь объединены целых семь институтов. Кроме того, с Черноголовкой связаны четыре нобелевских лауреата.
Формат: выставка-дрейф
«Резонанс» — это не проект в музейном зале, а экспозиция, которая развернулась в трёх пространствах: Доме учёных НЦЧ РАН, бывшем здании городского ЗАГСа и корпусе общего назначения ФИЦ ПХФ и МХ РАН. Три точки экспозиции гармонично встроены в городскую ткань: бывший ЗАГС с уникальным витражом становится пространством для фотографии, видеоарта и запахов, Дом учёных превращается в своего рода ботанический архив, а корпус Института открывает доступ к итогам лабораторных экспериментов, переведённых на язык звука и формы. Локации выстроены вдоль главной магистрали — Институтского проспекта — и, исследуя проекты, зритель прокладывает маршрут, погружаясь в контекст места.
Четыре голоса резонанса
У проекта четыре голоса — световой, ольфакторный, ботанический и звуковой. Каждый был найден и раскрыт художниками под руководством кураторов Христины Отс и Дарьи Болдыревой. Так, Мария Инькова в проекте Lucida Morgana исследует свет как первичную силу и предлагает посмотреть на мираж как на откровение: её фотографии и видео-арт формируют поэтику световых связей. Ольфакторные инсталляции Мая Стерлеговых в проекте «Озарение» превращают город в «вдыхаемый» портрет и показывают, как рождается вдохновение. Дарья Неретина в работе «Пост-культурные: в тени» делает героями выставки местные растения и сорняки, создавая ботанический архив, где природа вступает в диалог с городской культурой. Сергей Костырко в рамках совместной работы с научным сотрудником ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН Владимиром Ракитиным переводит микрорельеф материалов для солнечных батарей — в звук и трёхмерные формы, делая видимым и слышимым то, что обычно скрыто в лабораториях.