
Пропущенные страницы: как коллекции двух периферийных музеев сохранили забытый пласт советского модернизма

Чем примечателен период 1920–30-х в изобразительном искусстве
Советское искусство этого времени ярко выделяется в истории всего XX века. Оно отличалось невероятной творческой активностью и, бурно развиваясь на сломе эпох, вместило в себя весь исторический опыт этого времени. Художники размышляли о будущем, ценности человека и его роли в преобразовании мира.
«В начале XXI века это искусство намного более современно и актуально, чем может показаться: сегодня цивилизация оказалась на перепутье исторического развития. Точно так же искусство, рожденное в 1920-х, переживало момент выбора человеком своего исторического и нравственного пути», — говорит научный консультант выставки «Свет между мирами», историк искусства Александр Балашов.
В этот период параллельно существовало множество художественных групп. Они проводили выставки, экспериментировали, разрабатывали собственные творческие принципы и художественный язык, пытались создать новый тип искусства. В 1932 году все объединения в стране были ликвидированы партийным постановлением. На смену им пришел единый, подконтрольный государству Союз советских художников. За два года до этого был расформирован знаменитый ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Десять лет существования главного очага художественного эксперимента в Советском Союзе выпали на период свободного искусства 1920–30-х.



Как появились уникальные коллекции двух музеев
Нукусский музей и музей «Новый Иерусалим» объединяет то, что до сих пор их место в «музейном строительстве» и содержание фондов не исследовано в полной мере. Оба собрания формировались во второй половине XX века почти параллельно, по частной инициативе их руководителей. Во многом они пересекаются и в своей внутренней логике, и в выборе художников — не прошедших цензуру и на время забытых.
Основатель и директор музея в Нукусе Игорь Савицкий смог собрать значительную коллекцию советского искусства 1920–50-х годов, по масштабу и качеству не уступающую собраниям ведущих российских музеев. Его внимание было приковано к художникам, табуированным, исключенным из художественной и социальной жизни. Савицкий буквально по крупицам собрал в Нукусе коллекцию советского модернизма, которая прославила музей на весь мир.
Художественные фонды музея «Новый Иерусалим» во многом тоже пополнялись благодаря частной инициативе. Особенно активно это происходило в середине 1970-х годов, когда его директор Василий Нижегородов сформировал научный коллектив из выпускников МГУ — искусствоведов и историков. Они с нуля создавали коллекцию искусства XX века, сконцентрировавшись на именах, которые были оставлены за пределами советской истории искусств.
«Эта концепция возникала как бы сама собой в результате посещений мастерских художников и наследников, — рассказывает Людмила Михайловна Денисова, куратор выставки „Свет между мирами“, заведующая художественным отделом музея „Новый Иерусалим“. — Ориентироваться в скрытых культурных процессах помогало то, что мы не были одиноки на этом поле. Первооткрывателем творчества многих забытых мастеров 1930-х годов был директор Каракалпакского музея искусств в Нукусе Игорь Витальевич Савицкий, о котором в Москве рассказывали истории, похожие на легенды, и мы часто ходили буквально по следу Савицкого».

На выставке «Свет между мирами» две коллекции, близкие содержательно и идейно, на время станут одним целым. Зритель сможет увидеть широкую палитру советского модернизма и узнать о творческих поисках мастеров 1920–30-х годов.
Художники, мало известные широкой публике
В экспозицию в «Новом Иерусалиме» вошли более 160 работ 40 авторов. Среди них не встретишь имен признанных живописцев начала XX века, поскольку в коллекциях музеев представлены необычные и редкие произведения этого периода. Например, среди авторов есть один из основоположников современного искусства Средней Азии Александр Волков. Его работы первыми попали в собрание живописи 1920–30-х Нукусского музея. Волков писал повседневную жизнь народа — колхозников, заводчан, строителей железной дороги, собирателей хлопка и многих других. Его работы вместе с картинами Николая Карахана, Урала Тансыкбаева и других мастеров сформировали художественный образ Востока и национального модернизма.
Климент Редько и Соломон Никритин, ученики Василия Кандинского, занимались поисками метафизического воплощения форм нового века. На их холстах отразились приметы этого времени: стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьба индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, бег электрического тока, колебания радиоволн.

