Здесь и далее экспозиция выставки «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим»
Здесь и далее экспозиция выставки «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим» Фото: Арман Тадевосян

Чем примечателен период 1920–30-х в изобразительном искусстве

Советское искусство этого времени ярко выделяется в истории всего XX века. Оно отличалось невероятной творческой активностью и, бурно развиваясь на сломе эпох, вместило в себя весь исторический опыт этого времени. Художники размышляли о будущем, ценности человека и его роли в преобразовании мира.

«В начале XXI века это искусство намного более современно и актуально, чем может показаться: сегодня цивилизация оказалась на перепутье исторического развития. Точно так же искусство, рожденное в 1920-х, переживало момент выбора человеком своего исторического и нравственного пути», — говорит научный консультант выставки «Свет между мирами», историк искусства Александр Балашов.

В этот период параллельно существовало множество художественных групп. Они проводили выставки, экспериментировали, разрабатывали собственные творческие принципы и художественный язык, пытались создать новый тип искусства. В 1932 году все объединения в стране были ликвидированы партийным постановлением. На смену им пришел единый, подконтрольный государству Союз советских художников. За два года до этого был расформирован знаменитый ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Десять лет существования главного очага художественного эксперимента в Советском Союзе выпали на период свободного искусства 1920–30-х.

Как появились уникальные коллекции двух музеев

Нукусский музей и музей «Новый Иерусалим» объединяет то, что до сих пор их место в «музейном строительстве» и содержание фондов не исследовано в полной мере. Оба собрания формировались во второй половине XX века почти параллельно, по частной инициативе их руководителей. Во многом они пересекаются и в своей внутренней логике, и в выборе художников — не прошедших цензуру и на время забытых.

Основатель и директор музея в Нукусе Игорь Савицкий смог собрать значительную коллекцию советского искусства 1920–50-х годов, по масштабу и качеству не уступающую собраниям ведущих российских музеев. Его внимание было приковано к художникам, табуированным, исключенным из художественной и социальной жизни. Савицкий буквально по крупицам собрал в Нукусе коллекцию советского модернизма, которая прославила музей на весь мир.

Художественные фонды музея «Новый Иерусалим» во многом тоже пополнялись благодаря частной инициативе. Особенно активно это происходило в середине 1970-х годов, когда его директор Василий Нижегородов сформировал научный коллектив из выпускников МГУ — искусствоведов и историков. Они с нуля создавали коллекцию искусства XX века, сконцентрировавшись на именах, которые были оставлены за пределами советской истории искусств.

«Эта концепция возникала как бы сама собой в результате посещений мастерских художников и наследников, — рассказывает Людмила Михайловна Денисова, куратор выставки „Свет между мирами“, заведующая художественным отделом музея „Новый Иерусалим“. — Ориентироваться в скрытых культурных процессах помогало то, что мы не были одиноки на этом поле. Первооткрывателем творчества многих забытых мастеров 1930-х годов был директор Каракалпакского музея искусств в Нукусе Игорь Витальевич Савицкий, о котором в Москве рассказывали истории, похожие на легенды, и мы часто ходили буквально по следу Савицкого».

Фото: Арман Тадевосян

На выставке «Свет между мирами» две коллекции, близкие содержательно и идейно, на время станут одним целым. Зритель сможет увидеть широкую палитру советского модернизма и узнать о творческих поисках мастеров 1920–30-х годов.

Художники, мало известные широкой публике

В экспозицию в «Новом Иерусалиме» вошли более 160 работ 40 авторов. Среди них не встретишь имен признанных живописцев начала XX века, поскольку в коллекциях музеев представлены необычные и редкие произведения этого периода. Например, среди авторов есть один из основоположников современного искусства Средней Азии Александр Волков. Его работы первыми попали в собрание живописи 1920–30-х Нукусского музея. Волков писал повседневную жизнь народа — колхозников, заводчан, строителей железной дороги, собирателей хлопка и многих других. Его работы вместе с картинами Николая Карахана, Урала Тансыкбаева и других мастеров сформировали художественный образ Востока и национального модернизма.

Климент Редько и Соломон Никритин, ученики Василия Кандинского, занимались поисками метафизического воплощения форм нового века. На их холстах отразились приметы этого времени: стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьба индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, бег электрического тока, колебания радиоволн.

В числе флагманских работ экспозиции — «Южный город» Александра Шевченко, одного из ключевых авторов этого периода. Всю свою творческую жизнь он был исследователем и экспериментатором, участвовал в организации выставок, писал манифесты, примыкал к разным группам художников и был создателем собственной — «Цех искусства». Почти все 10 лет существования ВХУТЕМАСа Шевченко проработал в нем преподавателем, из них шесть — деканом живописного факультета. Из его мастерской вышли многие яркие художники, как Ростислав Барто, Петр Вильямс, Андрей Гончаров, Екатерина Зернова и другие.

Как объединялись художники 1920–30-х

Выставка в музее «Новый Иерусалим» рассказывает не только о самих художниках, но и об истории многочисленных творческих творческих групп 1920–30-х годов. Часто они складывались как объединения учащихся одной мастерской или студентов вокруг мастера-педагога.

Значительным явлением художественной жизни в то время был союз художников и поэтов «Искусство — жизнь» или «Маковец». Многие участники его выставок активно преподавали и внесли большой вклад в формирование уникального культурного пространства России XX века. В манифесте объединения, написанном Василием Чекрыгиным, говорилось: «Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь простой мудрости вдохновенных. Мы верим, что русское искусство и русская мысль, пройдя через столь огромные плавильные пертурбации, какие пережило оно за последнее десятилетие, несет большую радость миру».

Климент Редько и Соломон Никритин были идейными вдохновителями группы «Метод», которая объединяла художников-проекционистов. Они говорили о том, что живопись должна способствовать формированию нового сознания человека, а художник — обладать современными знаниями о мире, быть в курсе научных открытий и использовать все свои впечатления в творчестве. Художники группы экспериментировали и в театральном искусстве — созданный по инициативе Никритина коллектив «Проекционного театра» занимался поисками нового типа сценического представления.

Одним из самых оригинальных объединений 1920–30-х годов стала группа «13». Ее основатель, художник и писатель Владимир Милашевский, был участником позднего «Мира искусства», а когда общество прекратило свое существование, объединился с графиками из газеты «Гудок», которые и составили костяк «Тринадцати». Хотя группа просуществовала всего три года — с 1929-го по 1931-й, — ее участники создали собственный стиль в графике и книжной иллюстрации. 

Фото: Владимир Мурудов

Почему стоит пойти на выставку

Кураторы выставки «Свет между мирами» не ставили перед собой задачу представить все многообразие собраний двух музеев, а сосредоточились на пространстве их сближения и диалога вокруг образа времени и идеи будущего. «Это первый за многие годы международный проект, объединяющий такие значимые и при этом столь различные коллекции. Вместе они раскрывают забытые или искаженные страницы истории искусства, позволяют взглянуть на 1920–1930-е не только как на противостояние авангарда и соцреализма, но как на время поиска нового художественного языка, внутренней свободы и эксперимента», — говорит Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.

Экспозиция выстроена по сценарию, который отражает поиски художников этого времени. От раздела, посвященного художественному образу Востока и национальному модернизму, зритель следует через раздел портретов «Лица времени» к «Метафизике 1920–1930-х» и философским поискам проекционистов, творческим открытиям группы «Цех», объединений «13» и «Маковец». Посетители смогут услышать «голоса» представленных на выставке живописцев под музыку 1920–30-х.

Выставка «Свет между мирами» продлится до 8 ноября 2025 года.

Подготовила Ольга Богданова