
От арта к мейнстриму: какие фильмы показали на фестивале молодого кино «Новое движение»
«Северная станция»
Режиссер Сергей Овечко

«Северная станция» получила на «Новом движении» награды за лучшую режиссуру, женскую и мужскую роли. 29-летняя Света (Дарья Алыпова) работает в океанариуме. Чтобы покормить его обитателей, ей надо надевать специальный водолазный костюм и погрузиться в воду. Фигурально говоря, не снимает она костюм и вне работы — избегает близких отношений, а ночи проводит со случайными мужчинами. Как вскоре выясняется, Света не всегда была такой. В университете она поехала на практику на биостанцию, расположенную на острове в море, и там познакомилась с преподавателем Рудиным (Максим Севриновский), с которым у нее начался роман. События того лета Свете приходится пережить еще раз — несколько студенток обвинили Рудина в домогательствах. Свете нужно разобраться не только в том, справедливые ли это обвинения, но и что она до сих пор испытывает к Рудину.
«Северную станцию» проще всего описать как «фильм про харассмент», но сам Овечко (он же написал сценарий) объяснял после премьеры, что это кино про созависимосить. Как и созависимые отношения, «Серверная станция» покатает зрителей на эмоциональных качелях. Вместе с главной героиней они переживут счастливые дни на станции (залитые солнцем и окрашенные в теплые цвета) и то, как она пытается разобраться в своих чувствах в безрадостном настоящем (тут картинка залита синим). И едва ли следить за переживаниями главной героине — сильной, уязвимой, способной на решительные действия — было бы так интересно, если бы не замечательная игра Дарьи Алыповой, которая стала настоящим открытием этого фестиваля.
«Северная станция» Сергея Овечко — пожалуй, самый правильный фестивальный фильм, который показали в этом году на «Новом движении». Это артмейнстрим (как охарактеризовал его сам режиссер) — авторское кино, которое может заинтересовать широкого зрителя. И с технической точки зрения фильм сделан на несравнимо более высоком уровне, чем многие другие картины из конкура — это можно объяснить в том числе участием продюсера Игоря Толстунова и фонда «Кинопрайм».
Правда, раз уж в фильме затронута такая тема, ждешь от него более артикулированного заявления. Если преподаватель систематически встречается со студентками, проходящими у него практику, размышления о том, правильно ли он поступает и все ли так однозначно, выглядят по меньшей мере странно. Ева Виктор в фильме «Sorry, Baby» (показали на Санденсе и в Каннах) на ту же тему высказалась гораздо четче.
«Привычка нюхать пальцы»
Режиссер Вячеслав Иванов

Фильм «Привычка нюхать пальцы» получил главный приз фестиваля. Рамаз (Рамаз Кебадзе) работает продавцом унитазов. Его коллега повсюду расклеивает неприличные аниме-наклейки, саботирует выполнение заказов, а на обеде заваривает доширак по фирменному рецепту — и настаивает, чтобы Рамаз его попробовал.
Уже само название фильма Вячеслава Иванова предупреждает зрителей, что их ждет не самый конвенциональный опыт. «Привычка нюхать пальцы» — кино дикое, треш и угар. По сути это серия абсурдных сценок: герой засыпает «Ментос» в газировку, но реакции не происходит, коллега объясняет ему, как приготовить «вкусовую бомбу» из доширака, двое друзей играют в компьютерную игру про кошек — и у экрана вдруг появляется живая кошка.
Это кино, вероятно, разделит зрителей на два лагеря: кого-то отпугнут его бессюжетность, странноватые герои и не самые приятные темы (унитазы, тараканы, доширак с мазиком). А те, кто окажется готов к таким экспериментам, восхитятся безбашенностью и непосредственностью фильма.
«Иногда. Мы путешественники»
Режиссер Даниил Прасолов

Камера карабкается по склонам гор — не по протоптанным дорожкам, а прямо по лугам, через кусты и перелесок. Людей в кадре почти нет — только горные виды. Лишь когда камера доберется до вершины, зрители понимают, что проделали этот путь с двумя друзьями (режиссер Даниил Прасолов и его товарищ Михаил Кононов). И все же люди постоянно присутствуют в фильме — за кадром зрители слышат обрывки разговоров, какие случаются с таксистами или с попутчиками в поезде — хотя вы только с ними познакомились, они рассказывают мельчайшие подробности своей жизни.
«Иногда. Мы путешественники» — бессюжетное кино, еще один экспериментальный проект в программе «Нового движения». Главная идея (она же прием) становится понятна уже через пять минут после начала: все мы в этой жизни карабкаемся наверх и стараемся чего-то достричь. А как, зачем, получится ли, есть ли какая-то формула успеха — сложно сказать.
Это кино на стыке с видеоартом, что, видимо, отпугнуло часть зрителей во время премьерного показа. Но если позволить себе погрузиться в то, что видишь на экране, «Иногда. Мы путешественники» — это своего рода медитация, озвученная эмбиентом (его написал сам режиссер, который также занимается аудиовизуальными инсталляциями). Фильм идет меньше часа — и это был один из самых приятных часов, проведенных на этом фестивале.
«Она. В горах»
Режиссер Саид Толгуров

Фатима (Фатимат Мусукаева) возвращается из столицы в родной поселок в Кабардино-Балкарии. С новой подругой и старым приятелем Саидом (Саид Толгуров) они ходят по деревне и болтают обо всем на свете: о том, как день отъезда похож на день возвращения, почему коровы опаснее акул, а гипотоникам нельзя чай пуэр.
«Она. В горах» Саида Толгурова (режиссер, сценарист и исполнитель одной из главных ролей) — это такой кабардинский Хон Сан Су: та же разреженность повествования, кажущаяся необязательность разговоров, ситуативный юмор и статичные кадры. Хотелось бы, чтобы сюжетного в фильме было чуть больше — у того же Хона Сан Су из случайных разговоров как правило, появляется история (например, в последней его картине, неосмотрительное пьяное поведение героя на ужине грозило разрушить его отношения). «Она. В горах» пока больше похожа на экспозицию, долгую завязку. Но, возможно, история появится позже: режиссер после премьеры рассказал, что планирует снять трилогию, «Она. В горах» — ее первая часть.
На фоне — пейзажи Кабардино-Балкарии, откуда режиссер родом. «Она. В горах» вместе с «Иногда. Мы путешественники» могли бы сформировать горную мультивселенную фестиваля — кажется, что если путешественники из одного фильма продолжат восхождение, они встретятся с героями другого. Это ощущение подкрепляется географией: обе картины снимали на Кавказе.
«Мой парень, манекен»
Режиссер Дмитрий Николенко

У художницы Вики (Анастасия Панова) все идет наперекосяк: парня нет, рисунок не получается, все валится из рук. Чтобы как-то упорядочить жизнь Вики, друзья устраивают ее на работу — оформлять шатер с туристическими сувенирами в торговом центре. Там девушка находит ритуальную маску и надевает ее на манекен, после чего он оживает. Оказывается, что это сын владельца этого торгового центра, который пропал год назад. Фантастический ромком с этно-колоритом — фильм снимали в Башкирии, главный магический артефакт, который в нем появляется — маска древнего кочевого народа сарматов.
«Поле чудес»
Режиссер Анна Сичинская

Компания детей каждое лето проводит в дачном поселке. Их любимое место сборов — секретный «штаб», построенный посреди кукурузного поля. Но все меняется, когда в поселок приезжает новая семья. Девочка Катя ссорит ребят между собой. У ее отца (Денис Шведов) гораздо более разрушительные планы: он собирается купить поле, чтобы построить на нем строительный рынок. Под угрозой оказывается не только штаб, но и нормальная жизнь всего поселка — если рынок построят, он превратится в оживленное место торговли, а значит, размеренному летнему отдыху конец.
«Поле чудес» — красочное кино для детей, в котором затронуты и темы, важные для людей любого возраста — предательства и отстаивания границ (в том числе в буквальном смысле — территориальных). Лучшая находка: линия двух враждующих бабушек, озвученная той же музыкой, что и дуэли в вестернах.
«Поле чудес» выйдет в кино 5 июня
«Нейробатя»
Режиссер Виталий Дудка

Застенчивый айтишник Гриша (Денис Власенко) — сын криминального авторитета Беса (Виталий Хаев). Когда после неудачного побега из тюрьмы Бес впадает в кому, Гриша переселяет его сознание в различные гаджеты (например, в умные часы, магнитолу и плюшевого кролика на приборной панели). Вместе они отправляются на поиски денег из тайника, которые могут решить их проблемы, но за ними охотятся не только они.
«Нейробатя» — единственный фильм в этой подборке, который показали на фестивале не в конкурсной программе, а в рамках специальных показов. Его снял Виталий Дудка («Юра дворник») по сценарию своего постоянного соавтора Дмитрия Кирюшкина. Это приключенческое кино со смешными шутками, в котором даже у гаджетов есть душа.
В прокате с 17 июля
Автор Катя Загвоздкина