«Русское невероятное». В Центре «Зотов» открылась экспериментальная выставка
Ко второму дню рождения Центра «Зотов» открылась выставка «Русское невероятное», которая посвящена конструктивизму. Экспозиция объединяет живопись, скульптуру, графику и декоративно-прикладное искусство из 29 государственных музеев и частных собраний. Выставка предлагает зрителю исследовать, что такое конструктивизм и как его понимать, а главное — откуда он возник.
«Конструктивизм можно свести к простой формуле: шаг влево — и уже не конструктивизм, — рассказывает Александр Ермолаев, один из кураторов выставки и сын известного художника, дизайнера и архитектора Ермолаева. — Однако это направление все равно проявлялось по-разному и было многосоставным, каждый автор интерпретировал его по-своему. Объединяло только общее веяние эпохи, развитие науки и техники, идея о том, что искусство, сдержанное, но выразительное, должно служить людям»
Атмосферу «Русского невероятного» задает музыка и полутеатральное пространство, где движение по кругу символизирует цикличность жизни и творчества. Темы архетипов и культурных связей пронизывают экспозицию из более 140 работ, позволяя зрителям осознать их единство. Например, параллели между работой «Город солнца» Ивана Леонидова, яркого представителя конструктивизма, и традиционными иконами подчеркивают, по словам кураторов, взаимосвязь авангардного искусства с историческими корнями.
Тематически экспозиция разделена на 10 пространств. Так, в разделе «Вот-вот» зрителей встречает управляемая скульптура Романа Сакина «Лес»: красные палочки на веревочках, которые рычагами можно устанавливать в самое разное положение. Напротив — икона первой половины XIX века «Всемирный потоп». Раздел «Живо» может запомниться зрителю, благодаря работе художника Павла Филонова. Он, кстати, в свое время выдвинул метод органического развития конструкции формы и картины.