Экспозиция выставки «Новое общество художников»
Экспозиция выставки «Новое общество художников» Фото здесь и далее: пресс-служба Музея русского импрессионизма

Выставки в Академии наук и бывшем банке

В начале XX века художественная жизнь в России была очень насыщенная: в Санкт-Петербурге устраивали выставки «Мир искусства» и Общество поощрения художеств, Союз молодежи и Общество русских акварелистов, еще продолжало работу Товарищество передвижных художественных выставок. Экспозиционных помещений в городе решительно не хватало. За них конкурировало в том числе и Новое общество художников.

Случалось даже, что выставки приходилось переносить из-за того, что своевременно не удалось забронировать для них площадку. Поэтому зачастую кураторы прибегали к нетривиальным решениям и выбирали помещения, которые изначально не предназначались для экспонирования произведений искусства. Первые три выставки Нового общества художников прошли в залах Академии наук на Университетской набережной, четвертая — в Екатерининском зале, сооруженном Федором Лидвалем для Шведской евангелической церкви, а восьмая — в пустующем помещении, которое раньше занимал банк. Последняя, десятая выставка НОХ состоялась в Художественном бюро Надежды Евсеевны Добычиной в доме Адамини на Марсовом поле.

НОХовцам не всегда удавалось демонстрировать работы в таких торжественных помещениях. Например, одна из экспозиций 1908 года прошла по адресу: Невский проспект, 23. Обстановка дома, принадлежавшего графу Строганову, вызвала негодование у одной из рецензентов, Ольги Базанкур: «Грязноватый вход с отвратительной крутой лестницей и голыми, ободранными, ничем не задрапированными стенами… Некрасиво и неэстетично, что-то не похоже на прежнюю столь элегантную внешность этих выставок» (Базанкур О. Открытие выставки нового о-ва художников. Санкт-Петербургские ведомости, 1908). Как правило, экспозиции Нового общества художников были оформлены очень продуманно, поэтому подобные изменения всегда отмечали критики. 

Сегодня выставки в неприспособленных помещениях скорее исключительная история, чем правило. Произведения искусства экспонируются в залах, тщательно подготовленных с точки зрения температуры, влажности, освещения и архитектуры. Музей русского импрессионизма располагается в складском здании на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», где раньше хранили муку и сахар. В 2010-е британское архитектурное бюро John McAslan + Partners превратило его в современный музейный комплекс. 

Зачем выставке архитектор

С самой первой выставки Новое общество художников показывало работы архитекторов. Несомненно, этот факт привлекал внимание и зрителей, и критиков — впервые в русской экспозиционной практике вместе с живописными полотнами и скульптурой демонстрировались натурные архитектурные зарисовки и проектная графика. Некоторые из них, например выполненный Алексеем Щусевым проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле с личной подписью императора Николая II, можно увидеть в Музее русского импрессионизма.

Архитекторы не только участвовали в выставках НОХ, но и занимались их оформлением. Так, за экспозицию 1906 года отвечал Иван Фомин, который на тот момент уже успел поработать в фирмах Льва Кекушева и Федора Шехтеля. Помимо живописи и графики в залах можно было увидеть и предметы декоративно-прикладного искусства, которые, помимо всего прочего, служили украшением интерьеров. Такой подход НОХовцев отмечали современники, среди них и Александр Блок: «Обстановка выставки носит печать прежних выставок “Мира искусства”. Все любовно обдуманно — драпировки, мебель, майолики, художественные издания, цветы» (журнал «Весы», 1904).

Экспозиция выставки «Новое общество художников»
Экспозиция выставки «Новое общество художников»

Главная задача, которая стояла перед авторами выставочных пространств тогда и сейчас, во многом схожа: представить экспонаты зрителю максимально эффектно. Для Нового общества художников это было важно еще и потому, что его проекты являлись коммерческими, и одной из главных целей организаторов была продажа работ. Проекты Музея русского импрессионизма, как правило, состоят из музейных экспонатов и предметов из частных коллекций, поэтому помимо выгодной подачи произведений значительную роль играют вопросы их безопасности и сохранности.

С помощью застройки кураторы выставок вместе с архитекторами стараются создать некий образ эпохи, погрузить посетителей в атмосферу того времени. Например, экспозиция «Новое общество художников» связана с поэзией Серебряного века: работы художников перекликаются с произведениями поэтов. Это подчеркивает и пространство — его цветовое решение вдохновлено альманахом «Северные цветы ассирийские». А если вернуться к архитектуре, то она подсказала решение для входной зоны, в которой можно узнать арки уже не действующего Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.

Сами себе кураторы

Сегодня над концепцией выставок и их организацией работают кураторы. Участники НОХ, как правило, сами занимались планированием и устройством экспозиций и часто были новаторами в этом деле, предлагая смелые идеи. Например, на выставках Нового общества художников наряду с живописными полотнами была представлена архитектурная графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме того, НОХ устраивали посмертные экспозиции: в 1909 году были представлены работы одного из учредителей объединения Николая Фокина, а в 1912-м «с просьбой об устройстве посмертной выставки» обратилась Надежда Забела-Врубель — вдова Михаила Врубеля. 

Михаил Врубель, «Тридцать три богатыря», иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1901 год. Работа находится в собрании Всероссийкого музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге
Михаил Врубель, «Тридцать три богатыря», иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1901 год. Работа находится в собрании Всероссийкого музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге

В рамках пятой экспозиции в феврале 1908 года открылась выставка детских рисунков. Работы юных авторов были представлены наравне с произведениями профессионалов. С этим проектом связана курьезная ситуация: критик Николай Шебуев отметил, что Мстислав Добужинский позаимствовал идею для одного из своих театральных эскизов с детского рисунка. Ясность внесла этикетка — работа была сделана художником в детстве. Позже критик признавал, что «нарочно таких чертей не сочинишь».

Полезная критика

И в начале XX века, и в наши дни критика остается важной частью выставочного процесса. О том, как проходили выставки НОХ, в прессе писали часто и подробно, оценивали работы художников, хвалили и критиковали их авторов. 

Первую выставку пресса встретила в целом благосклонно, хотя не обошлось без наставлений: «Если основатели “Нового общества” мнят себя кончеными мастерами, они далеко не пойдут; если они смотрят на себя как на начинающих художников, — при серьезном вдумчивом труде, быть может, они и достигнут благих результатов» (Художественные новости. Газета «Новое время», 1904).

Во времена Нового общества художников практически в каждой газете печатались обзоры культурных событий, и заметки о художественных экспозициях, часто сопровождаемые иллюстрациями, можно было встретить не только в профильных журналах об искусстве, но и в общественно-политических изданиях, таких как «Речь», «Биржевые ведомости» и «Столица и усадьба». 

Каталог как произведение искусства

В начале XX века к выставкам выпускали так называемые «слепые» каталоги без привычной современному зрителю альбомной части. В этих небольших брошюрах коллекционеры и посетители экспозиций отмечали заинтересовавшие их работы. Подобные пометки до сих пор можно найти в архивных изданиях. Например, в одном из каталогов Нового общества художников рядом с картиной Алексея Явленского тогдашний владелец написал «Дерзко». Такие «заметки на полях» отражают то, как воспринимали творчество мастера его современники. 

Среди каталогов Нового общества художников особенно выделяется издание к первой выставке. Его авторы расположили работы так, как они были представлены в экспозиции, хотя обычно произведения указывались в алфавитном порядке. Сотрудникам Музея русского импрессионизма это доставило некоторые неудобства в работе над выставкой. 

Сейчас над созданием каталога к выставке, как правило, работает большая команда редакторов, приглашенных авторов, дизайнеров. Крупные музеи представляют каталоги как увлекательные книги, где можно найти не только репродукции картин, но и биографические очерки о художниках, статьи историков искусства, литературы, архитектуры и т. д. 

«При работе над выставкой и каталогом “Новое общество художников” мы хотели предложить оригинальный способ представления материала: не по авторам, не по жанрам и не по выставкам, — рассказывает Анна Петрова, ведущий редактор Музея русского импрессионизма. — Традиционные рубрикаторы не подходили: в НОХ было 218 участников-экспонентов, а работы были по-разному решены стилистически. Идея по сопоставлению стихов Серебряного века с живописными полотнами, графическими листами и скульптурой неожиданно сработала. Мы сами удивлялись, насколько удачно стихотворения комментировали работы художников. При этом и в жизни поэтов и живописцев часто связывали тесные контакты. Кардовские были соседями Гумилевых в Царском Селе, Константин Богаевский дружил с Максимилианом Волошиным; Евгений Лансере оформлял сборник Анны Ахматовой “Вечер”, а Мстислав Добужинский делал обложку Tristia Мандельштама. Коллекционер Михаил Сеславинский нашел в своем собрании оригинальные сборники поэзии и прозы 1900–1910-х годов, оформленные НОХовцами, — их обложки и виньетки стилистически связали каталог в единое целое».

Увидеть выставку «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма можно до 26 января. 

Подготовила Ольга Богданова