Венера в истерической дуге. Эротика в творчестве Сальвадора Дали
Однолюб, подаривший своей неверной жене замок, провокатор и фантазер, эксцентрик с багетом на голове — это все он, Сальвадор Дали, человек-оркестр, фантазии которого и сейчас волнуют зрителей. Славу и деньги сюрреалист любил не меньше творчества. А эротика — важная составляющая его художественного наследия. Дали говорил: «Любовь проходит через мою душу, эротизм — через мои глаза. Я считаю любовь единственным достойным занятием в человеческой жизни»*. Художник разделял эротику и порнографию, первую он считал божественной, вторую — недоразвитой и сулящей неудачу. А Дали можно смело назвать исследователем эротики.
На выставке представлены работы Дали разных периодов, вдохновленные «Песнью Песней», «Наукой любви» Овидия, «Декамероном» Боккаччо, «Венерой в мехах» Захера-Мазоха. Можно понаблюдать, как мастер изображал похождения Казановы, увидеть работы из цикла «Сновидения Кеведо», иллюстрации к «Тайным поэмам» Гийома Аполлинера и повести Педро Антонио де Аларкона «Треугольная шляпа». Зрители также могут познакомиться с бронзовыми скульптурами, объектами из стекла и редкими фотографиями художника. Часть экспонатов представлена в России впервые.
Экспозицию открывают два редких офорта: «Афродита» и «Мэрилин». В первой работе угадывается рождение богини из пены морской: богиня стоит в раковине, правда, ее лицо изображено схематично, зато фаллос, изображенный возле ее ноги, напоминает о «профориентации» новорожденной. Та же модель изображена на более поздней картине «Мэрилин», кроме того — у модели прописано лицо. Таким образом, автор заявляет, что Мэрилин Монро — Афродита XX века.
«Для меня Дали — человек с неутомимой работоспособностью, — говорит основатель Bashmakov Gallery и куратор выставки Павел Башмаков. — Потому сегодня мы имеем колоссальный пласт его работ — от графики, живописи, скульптуры, керамики до рекламных постеров».
«Истерическая дуга», в которой застыла женщина в припадке истерики, — отсылка к истории психиатрии. В дугу Дали поставил Венеру Милосскую. Над прекрасной богиней он любил ставить эксперименты: то недугом поразит, то шеей жирафа наделит, то выдвигающиеся ящики приделает. «Венера Милосская была первым персонажем, которого нарисовал маленький Дали», — отмечает Павел Башмаков.
Сальвадор Дали тиражировал набор символов: муравьи, гениталии, костыли, бабочки, слоны, — они часто встречаются в его творчестве в различных формах. «Дали меня поразил тем, что колоссальный объем знаний он получил из самых разных областей: философии, алхимии, геометрии, — говорит Башмаков. — Он глубоко изучал науки, иногда делая псевдонаучные — „далианские“ — выводы».
В своих работах сюрреалист много говорил о подсознательном: комплексах, страхах и снах, эта смелость и дерзость цепляет своей провокационностью, с одной стороны, а с другой — сближает художника со зрителем, ведь дурные сны и потаенное есть у каждого. Другое дело, что не все готовы это декларировать.
Сам Дали, например, боялся насекомых. Так, муравьи в его работах символизируют тлен (отсюда пожирающие плоть муравьи), но в то же время и сексуальную привлекательность. Нередко Дали располагает муравьев в области лона женщины, напоминая о родстве Эроса и Танатоса.
Цикл иллюстраций к «Венере в мехах» посвящен не только произведению Леопольда Захер-Мазоха, это скорее открытое исследование художника на тему собственной сексуальности с весьма выразительными метафорами. На место роковой Ванды художник поставил Галу. Она, Елена Дьяконова в девичестве, на момент встречи с Дали была супругой поэта Поля Элюара, стала не только женой, но и музой, менеджером и помощником на всю жизнь для художника. Дали боготворил супругу и на протяжении многих лет создавал мифологию, в которой она была главным божеством. На рисунке «Женский каблук» мужчина обнимает длинноволосую женщину с обнаженной грудью. Лица у мужчины нет, вместо головы шар, придавленный дамским ботинком.
В работах художника часто встречается бабочка. Это тревожный образ — как и любое насекомое для Дали, она пугает (бабочку художник ассоциировал с ядерным взрывом — издали эффектным, но губительным по сути), но и восхищает красотой. На литографии «Суд» наготу мужчины и женщины прикрывают гигантские бабочки, напоминая об опасности, которая не явлена глазу. А на литографии «Триумф» гигантская бабочка копьем разит чудовище, освобождая прекрасную деву, как Персей Андромеду.
В отличие от весьма условных иллюстраций к «Декамерону», иллюстрации к «Песни Песней» — нежные, лиричные. Художник использовал японскую рисовую бумагу и золотую фольгу. Создавая этот цикл, Дали старался как можно точнее передать интонацию оригинала. «Возлюбленный смотрит сквозь отверстие в стене, подобно оленю» — графический рисунок серии представляет собой сцену наблюдения Возлюбленного в облике оленя за отдыхом обнаженной Невесты. Это иллюстрация библейской цитаты из «Песни Песней» царя Соломона: «Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно…» (Песн. 2: 9). Нижнюю часть композиции занимает лежащая на земле женская фигура, изображенная со спины в изящном кокетливом повороте так, что виден ее профиль. Она буквально сливается с окружающей природой — сквозь ее тело прорастают травы.
«Дали при жизни запрещал проводить экскурсии по своим выставкам, потому что считал: все объяснить нельзя, — говорит Башмаков. — Человек должен о смыслах догадаться сам. Как-то его спросили: "Как понять ваше творчество?" Он ответил: "Не надо понимать Сальвадора Дали. Тот факт, что я часто сам не понимаю, что означают мои картины, совершенно не значит, что они бессмысленные"».
Выставка «Метаморфозы эротики Сальвадора Дали» проходит в Bashmakov Gallery до 11 августа 2024 года.
* Цитата приводится по книге «Дали: Шедевры графики» Ирины Пименовой.
Автор: Мария Башмакова