Однолюб, подаривший своей неверной жене замок, провокатор и фантазер, эксцентрик с багетом на голове — это все он, Сальвадор Дали, человек-оркестр, фантазии которого и сейчас волнуют зрителей. Славу и деньги сюрреалист любил не меньше творчества. А эротика — важная составляющая его художественного наследия. Дали говорил: «Любовь проходит через мою душу, эротизм — через мои глаза. Я считаю любовь единственным достойным занятием в человеческой жизни»*. Художник разделял эротику и порнографию, первую он считал божественной, вторую — недоразвитой и сулящей неудачу. А Дали можно смело назвать исследователем эротики.

На выставке представлены работы Дали разных периодов, вдохновленные «Песнью Песней», «Наукой любви» Овидия, «Декамероном» Боккаччо, «Венерой в мехах» Захера-Мазоха. Можно понаблюдать, как мастер изображал похождения Казановы, увидеть работы из цикла «Сновидения Кеведо», иллюстрации к «Тайным поэмам» Гийома Аполлинера и повести Педро Антонио де Аларкона «Треугольная шляпа». Зрители также могут познакомиться с бронзовыми скульптурами, объектами из стекла и редкими фотографиями художника. Часть экспонатов представлена в России впервые.

Слева направо: Сальвадор Дали «Торс» из «Венеры в мехах», сухая игла, 1970 год / Сальвадор Дали «Женщина с улиткой» из «Тайных поэм Аполлинера», офорт, сухая игла, акварель, 1967 год
Слева направо: Сальвадор Дали «Торс» из «Венеры в мехах», сухая игла, 1970 год / Сальвадор Дали «Женщина с улиткой» из «Тайных поэм Аполлинера», офорт, сухая игла, акварель, 1967 год

Экспозицию открывают два редких офорта: «Афродита» и «Мэрилин». В первой работе угадывается рождение богини из пены морской: богиня стоит в раковине, правда, ее лицо изображено схематично, зато фаллос, изображенный возле ее ноги, напоминает о «профориентации» новорожденной. Та же модель изображена на более поздней картине «Мэрилин», кроме того — у модели прописано лицо. Таким образом, автор заявляет, что Мэрилин Монро — Афродита XX века.

«Для меня Дали — человек с неутомимой работоспособностью, — говорит основатель Bashmakov Gallery и куратор выставки Павел Башмаков. — Потому сегодня мы имеем колоссальный пласт его работ — от графики, живописи, скульптуры, керамики до рекламных постеров».

Слева направо: Сальвадор Дали «Лист двенадцатый» / Сальвадор Дали «Лист десятый». Из «Дали иллюстрирует Казанову», гелиогравюры, 1967 год
Слева направо: Сальвадор Дали «Лист двенадцатый» / Сальвадор Дали «Лист десятый». Из «Дали иллюстрирует Казанову», гелиогравюры, 1967 год

«Истерическая дуга», в которой застыла женщина в припадке истерики, — отсылка к истории психиатрии. В дугу Дали поставил Венеру Милосскую. Над прекрасной богиней он любил ставить эксперименты: то недугом поразит, то шеей жирафа наделит, то выдвигающиеся ящики приделает. «Венера Милосская была первым персонажем, которого нарисовал маленький Дали», — отмечает Павел Башмаков.

Сальвадор Дали тиражировал набор символов: муравьи, гениталии, костыли, бабочки, слоны, — они часто встречаются в его творчестве в различных формах. «Дали меня поразил тем, что колоссальный объем знаний он получил из самых разных областей: философии, алхимии, геометрии, — говорит Башмаков. — Он глубоко изучал науки, иногда делая псевдонаучные — „далианские“ — выводы».

Сальвадор Дали, из «Треуголки», ксилография, 1958 год
Здесь и далее работы Сальвадора Дали из коллекции Павла Башмакова / пресс-служба Bashmakov Gallery
Сальвадор Дали, из «Треуголки», ксилография, 1958 год

В своих работах сюрреалист много говорил о подсознательном: комплексах, страхах и снах, эта смелость и дерзость цепляет своей провокационностью, с одной стороны, а с другой — сближает художника со зрителем, ведь дурные сны и потаенное есть у каждого. Другое дело, что не все готовы это декларировать.

Сам Дали, например, боялся насекомых. Так, муравьи в его работах символизируют тлен (отсюда пожирающие плоть муравьи), но в то же время и сексуальную привлекательность. Нередко Дали располагает муравьев в области лона женщины, напоминая о родстве Эроса и Танатоса.

Сальвадор Дали «Диана де Пуатье», сухая игла, цветная акватинта, 1974 год
Сальвадор Дали «Диана де Пуатье», сухая игла, цветная акватинта, 1974 год

Цикл иллюстраций к «Венере в мехах» посвящен не только произведению Леопольда Захер-Мазоха, это скорее открытое исследование художника на тему собственной сексуальности с весьма выразительными метафорами. На место роковой Ванды художник поставил Галу. Она, Елена Дьяконова в девичестве, на момент встречи с Дали была супругой поэта Поля Элюара, стала не только женой, но и музой, менеджером и помощником на всю жизнь для художника. Дали боготворил супругу и на протяжении многих лет создавал мифологию, в которой она была главным божеством. На рисунке «Женский каблук» мужчина обнимает длинноволосую женщину с обнаженной грудью. Лица у мужчины нет, вместо головы шар, придавленный дамским ботинком.

В работах художника часто встречается бабочка. Это тревожный образ — как и любое насекомое для Дали, она пугает (бабочку художник ассоциировал с ядерным взрывом — издали эффектным, но губительным по сути), но и восхищает красотой. На литографии «Суд» наготу мужчины и женщины прикрывают гигантские бабочки, напоминая об опасности, которая не явлена глазу. А на литографии «Триумф» гигантская бабочка копьем разит чудовище, освобождая прекрасную деву, как Персей Андромеду.

Слева направо: Сальвадор Дали «Божественная Эрато» из «Науки любви. Овидий», ксилография, 1979 год / Сальвадор Дали «Женщина в огне», скульптура: бронза, патинирование, 1981 год
Слева направо: Сальвадор Дали «Божественная Эрато» из «Науки любви. Овидий», ксилография, 1979 год / Сальвадор Дали «Женщина в огне», скульптура: бронза, патинирование, 1981 год

В отличие от весьма условных иллюстраций к «Декамерону», иллюстрации к «Песни Песней» — нежные, лиричные. Художник использовал японскую рисовую бумагу и золотую фольгу. Создавая этот цикл, Дали старался как можно точнее передать интонацию оригинала. «Возлюбленный смотрит сквозь отверстие в стене, подобно оленю» — графический рисунок серии представляет собой сцену наблюдения Возлюбленного в облике оленя за отдыхом обнаженной Невесты. Это иллюстрация библейской цитаты из «Песни Песней» царя Соломона: «Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно…» (Песн. 2: 9). Нижнюю часть композиции занимает лежащая на земле женская фигура, изображенная со спины в изящном кокетливом повороте так, что виден ее профиль. Она буквально сливается с окружающей природой — сквозь ее тело прорастают травы.

Сальвадор Дали, из «Триумфа любви», литография, 1978 год
Сальвадор Дали, из «Триумфа любви», литография, 1978 год

«Дали при жизни запрещал проводить экскурсии по своим выставкам, потому что считал: все объяснить нельзя, — говорит Башмаков. — Человек должен о смыслах догадаться сам. Как-то его спросили: "Как понять ваше творчество?" Он ответил: "Не надо понимать Сальвадора Дали. Тот факт, что я часто сам не понимаю, что означают мои картины, совершенно не значит, что они бессмысленные"».

Выставка «Метаморфозы эротики Сальвадора Дали» проходит в Bashmakov Gallery до 11 августа 2024 года.

* Цитата приводится по книге «Дали: Шедевры графики» Ирины Пименовой.

Автор: Мария Башмакова