Без названия (Измеренный пейзаж), 1992 год
Без названия (Измеренный пейзаж), 1992 год Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Альбрехт Дюрер 

В творчестве Александра Константинова в значительной мере отразилась его любовь к европейской гравюре XV–XVI веков, к резцовым работам Альбрехта Дюрера и другим художникам нюрнбергской школы. Многие из них рисовали виды городов — Нюрнберга, Венеции, Падуи, Праги и других. «Они [города] давно вертелись у меня в голове, — говорил Александр Константинов, рассказывая о своем проекте «Нюрнбергский стол», сделанном в 2000 году, — и в этой работе соединились с геометрией логарифмической бумаги, неравномерная структура которой сама по себе напоминает городской план или ландшафт».

Для создания этой работы художник поместил на прозрачную поверхность стола с подсветкой выполненный тушью на полупрозрачной бумаге рисунок, который имитировал гравюру на дереве. Это стало своеобразной ассоциацией со столами для просмотра карт в военном штабе, таким образом, категории войны, ужаса и города замкнулись в одном понятии — «Нюрнберг».

За проектом «Нюрнбергский стол» и экспериментами с линейным рисунком последовали и другие оммажи Константинова художникам нюрнбергской школы — публичные скотчевые проекты. В 2002 году он создал свою первую масштабную инсталляцию в городском пространстве на фасаде Государственного центра современного искусства. Минималистическая скотчевая сетка напоминала штриховку на средневековых гравюрах с изображениями городов. Так Константинов переместил графический рисунок в пространство реального города. 

Из серии Вид города N, фасад центра современного искусства «Арсенал» на территории нижегородского Кремля. Нижний Новгород, 2003 год
Из серии Вид города N, фасад центра современного искусства «Арсенал» на территории нижегородского Кремля. Нижний Новгород, 2003 год Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Этот проект на здании ГЦСИ повлек за собой несколько других, которые были объединены в серию «Вид города N». Похожую структуру из скотча, но в красном цвете Константинов поместил на фасад центра современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде в 2003 году. Годом позже его синяя скотчевая сетка появилась на зданиях в швейцарском городе Штайн-на-Рейне. Геометрические структуры Константинова естественным образом вписались в местную фахверковую архитектуру, присущую Нюрнбергу и запечатленную на гравюрах Дюрера.

Джорджо Моранди 

Инсталляции на зданиях Александра Константинова связаны с именем еще одного художника — Джорджо Моранди. В 1984 году в Пушкинском музее прошла ретроспективная выставка этого итальянского живописца и графика. Многие художники тогда были под большим впечатлением от нее, в том числе и Константинов. Особенно его восхитили офорты Моранди. Как и гравюры Дюрера, они вдохновляли его «рисовать на городе» и использовать урбанистический пейзаж как пространство для искусства.

С августа 2004 по ноябрь 2005 года Константинов работал в Женеве над инсталляцией на Вилле Бернаскони в парке Ланси. На каркасе старой теплицы красным скотчем он «нарисовал» дом в натуральную величину. Простыми и точными линиями художник создал обобщенный образ здания, который, как он сам говорил, отсылал к графическим работам Джорджо Моранди и Альбрехта Дюрера. 

Плоский рисунок был вписан в трехмерное пространство света и тени. Яркий красный цвет и синтетический материал скотча словно вступали в дискуссию с естеством окружающей природы и вместе с тем становились ее частью. Издалека инсталляция выглядела как фотомонтаж: огромный красный рисунок в зелени фруктового сада.

Проект Вилла Бернаскони, Женева, парк Ланси, 2004-2005 годы
Проект Вилла Бернаскони, Женева, парк Ланси, 2004-2005 годы Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Джованни Баттиста Пиранези 

«„Белый квартал“ во дворе Кабинета гравюр ГМИИ — гигантский негатив итальянской гравюры, похищенной из соседнего здания» — так описывал свой проект Александр Константинов. В 2005 году его пригласили сделать работу для Пушкинского музея, несколько зданий которого тогда находились на реконструкции. Художнику предложили создать инсталляцию на их фасадах. Так в Москве появился и просуществовал несколько лет целый квартал-фантом.

Закрыв стены зданий черным полотном, Константинов нанес на него белым скотчем свою фирменную штриховку. Получился рисунок в натуральную величину дома, но сделанный как будто в негативном изображении — словно это отпечаток рентгеновского снимка здания музея, внутри которого хранятся старые рисунки и гравюры. Черно-белый контраст придавал постройкам невесомость. Перекрестный рисунок белых линий обозначал очертания окон, дверей и карнизов. Легкий и ажурный, он растворялся в ткани города.

Образ этих эфемерных построек создавал ассоциации с графическими сериями Пиранези, чьи гравюры и рисунки хранятся в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Итальянский рисовальщик и архитектор вдохновлялся архитектурой Рима, не только реальной, но и фантастической, возникающей в его воображении. Константинов же в проекте для Пушкинского музея деликатно поместил вымышленный им образ зданий в реальное пространство. «Определенно, я вышел в город через дверь кабинета гравюр», — говорил он о своем проекте.

«Белый квартал»,  ГМИИ им. Пушкина, 2005-2006 годы
«Белый квартал», ГМИИ им. Пушкина, 2005-2006 годы Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Виктор Васнецов

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея обратилась к Константинову с предложением преобразить здание на Крымском валу к празднованию 150-летия музея. Мастер инверсии придумал, как при помощи художественных средств объединить архитектуру Новой Третьяковки и главного корпуса в Лаврушинском переулке.

Фасад исторического здания был перестроен в «русском стиле» по эскизам Виктора Васнецова в 1902–1904 годах, а позже стал эмблемой Третьяковской галереи. По мотивам работ Виктора Михайловича Александр Константинов создал инсталляцию «Блуждающие стены». Восемь «нарисованных» синим скотчем фрагментов фасада Васнецова были сделаны в натуральную величину из белого полотна, натянутого на деревянный каркас. Их как будто принесли и прислонили к стенам Новой Третьяковки, как прислоняют работы к стенам галереи при развеске выставки. Так художнику удалось объединить советский модернизм и неорусский стиль начала XX века. В «Блуждающих стенах» без труда угадывались элементы сказочного терема, декоративных кокошников и старинной вязи, украшающей вход исторического здания музея.

«Блуждающие стены», Государственная Третьяковская галерея, 2006 год
«Блуждающие стены», Государственная Третьяковская галерея, 2006 год Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Утагава Хиросигэ

Один из самых масштабных художественных проектов Александр Константинов создал в японском городке Сузу, куда его пригласили для участия в триеннале Oku-Noto. Кураторы хотели, чтобы художник сделал работу, которая преобразила бы городское пространство и была интересна всем жителям, а не только тем, кто интересуется искусством. Тогда мастер предложил несколько функциональных вариантов. В основе всех проектов лежала любимая Константиновым конструкция «вторых фасадов», а реализована была идея трансформации автобусных остановок.

Утагава Хиросигэ, «53 станции Токайдо», 1832 год
Утагава Хиросигэ, «53 станции Токайдо», 1832 год Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Художник назвал свой проект «53 автобусные станции в Сузу» — по аналогии с гравюрами «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ. Японский мастер создал знаменитую серию после двухнедельного пешего путешествия по дороге Токайдо в 1832 году, которая пролегала между местом резиденции сегунов — городом Эдо — и старой императорской столицей Киото.

Константинов перестроил четыре остановки в Сузу. Сам их образ отсылает к японской гравюре: ее характер передают тонкие и частые линии вертикальных алюминиевых реек. Их переливающийся под дождем и солнцем перламутровый свет отсылает к иероглифу «Жемчужный коралл», заложенному в названии города Сузу. В тонких алюминиевых линиях угадывается и сахарный тростник — знаковое для Японии растение. 

Проект «53 автобусные остановки в Сузу». Сузу, Япония, 2017 год
Проект «53 автобусные остановки в Сузу». Сузу, Япония, 2017 год Фото: пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Идея проекта Константинова заключалась в том, что начатая им история может быть продолжена другими художниками триеннале Oku-Noto. Таким образом, 49 остановок в Сузу еще ждут своих мастеров.

Автор: Ольга Богданова