Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Выставка «Поляризация» представлена в двух залах, соединенных тоннелем. В одном можно увидеть 38 работ итальянского художника Алигьеро Боэтти. В другом помещении показана их фотографическая репродукция. Ее художница Эллина Геннадьевна создала с помощью нейросетей. 

Кто такой Алигьеро Боэтти

Алигьеро Боэтти (1940–1994) — итальянский художник-концептуалист. С детства он увлекался искусством и бросил ради него учебу в престижной бизнес-школе Университета Турина. В юности Боэтти вдохновлялся работами художника Пауля Клее, живописца Вольса и итальянского абстракциониста Лучо Фонтаны. В своем творчестве Боэтти использовал множество методов, техник и материалов, в числе которых были даже шариковые ручки. 

В 1971–1980 годах художник жил и работал в Афганистане и Пакистане. Это не могло не отразиться на его творчестве — концептуалист создал знаменитую серию из 150 гобеленов, вышитых политических карт мира (Mappe, 1971–1994). Каждая из них фиксировала стремительно меняющиеся в те годы государственные границы.

Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Боэтти несколько лет был членом движения арте-повера — художественного течения, объединившего художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине 1960–1970-х годов. Работы концептуалиста демонстрировались на шести Венецианских биеннале. 

Известный художник vs нейросети

Переосмыслить и «осовременить» работы Боэтти взялась российская художница Эллина Геннадьевна. В своем творчестве она исследует взаимодействия между органической и неорганической природой, виртуальной и реальной средой, системой и энтропией, то есть неопределенностью, присущей любой системе. Художница часто ищет точки соприкосновения технологий и искусства: она работает с виртуальным пространством, компьютерными играми, QR-кодами и игровыми механиками.

«Это странный проект. Он отличается от других тем, что здесь нет диалога между двумя разными художниками, как это обычно бывает. Эллине Геннадьевне дали полный карт-бланш на работу с Боэтти. Она выделила в его творчестве одну фундаментальную тему — игру, которая проявлялась в форме буквенных головоломок, математических ребусов, меняющихся карт. Художница переосмыслила этот игровой пласт и создала собственное видение на основе его работ», — объясняет куратор выставочного отдела Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Катерина Чучалина.

Катерина Чучалина, куратор выставки
Фото: Дом культуры «ГЭС-2»
Катерина Чучалина, куратор выставки

Эллине Геннадьевне было важно сделать не обычную ретроспективу работ Боэтти, а посмотреть на него свежим взглядом. С помощью искусственного интеллекта, который сейчас так популярен. 

«Я могла выбрать любого художника, но остановилась на Боэтти. Художественная практика концептуалиста развивалась в 1970-е, в эпоху научных прорывов в области кибернетики и компьютерных технологий, и во многом основывалась на интересе к системам, кодам и классификациям. Эти темы близки и мне», — говорит автор.

Зачем художница «осовременила» работы Боэтти 

Художница не просто дала вторую жизнь работам Боэтти, но и вложила в это свой смысл — она исследует процесс реконсолидации памяти человека. То есть то, что происходит при извлечении воспоминаний, их редактуре, перезаписи и замене. По словам Эллины, наши воспоминания представляют собой не надежный архив, а набор переписанных, повторенных версий, интерпретаций и искажений. 

Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Как поляризованный свет, проходя через различные оптические среды, изменяет свою природу и раскрывает скрытые аспекты визуального мира, так и процесс реконсолидации памяти, происходящий в человеческом мозгу, преобразует и интегрирует прошлые воспоминания с новыми данными. «Поляризация» — это размышление о различиях между компьютерной и человеческой памятью. Ключевое отличие между ними — человеческая память порой сильно искажает воспоминания, особенно если они плохие. Например, в 1990-е в США долго не могли поймать террориста Унабомбера, потому что женщина при составлении фоторобота вспоминала не его, а художника-криминалиста, которого часто видела», — поясняет Эллина Геннадьевна.

Выставка «Поляризация» представлена в двух залах. В «ячейках памяти», как их называет сама автор. Сначала Эллина Геннадьевна выбрала несколько наиболее интересных работ Боэтти, а потом эти картины она предлагала переосмыслить нескольким нейросетям — Unstable Diffusion, Chat GPT, Midjourney и другим.

«Поляризация», рабочие материалы, 2023 год
Фото: предоставлено автором
«Поляризация», рабочие материалы, 2023 год

«Я смотрела все варианты, которые предлагали нейросети, а их могло быть до тысячи в день. Из них нужно было выбрать то изображение, которое было узнаваемым и отражало стиль Боэтти, но в точности не повторяло оригинал», — рассказывает художница.

Автор экспозиции разместила в залах камеру — та запечатлевает лица посетителей и считывает их эмоции, а затем искажает эти фотопортреты и выводит их на экран. Например, если посетители выглядят грустными, картинка становится черно-белой. Частью проекта Эллины Геннадьевны стал фильм, основанный на интервью с экспертами по физиологии и генетике памяти, памяти нейросетей и памяти пчел, ароматической мнемонике и нейромаркетинговым системам.

«Поляризация», рабочие материалы, 2023 год
Фото: предоставлено автором
«Поляризация», рабочие материалы, 2023 год

«Это мой первый проект, где я использовала нейросети. Я много сотрудничала с другими художниками, и это всегда сложно: у каждого свои стереотипы, свой сформировавшийся взгляд на творчество. В этом плане с ИИ все гораздо легче. Знаю, что многие его ругают или вовсе не признают, но в искусстве нейросети мне пока только помогают», — отмечает Эллина Геннадьевна.

Подготовила Ирина Филиппова