Фото: Getty Images

Поддержка — это то, от чего становится легче. Легче становится, когда удовлетворяются потребности того, кого поддерживают. Постарайтесь быть чуткими к тому, что просит и от чего оказывается тот, кого вы поддерживаете. Не настаивайте и не навязывайте тот или иной вид помощи и поддержки. Иногда важен разговор, а иногда важна какая-то бытовая помощь. 

Говорите искренне. У поддерживающего не всегда есть собственные силы. Будьте честны с собой, сколько сейчас есть возможности поддерживать и помогать. После этого будьте честны с тем, кого поддерживаете. Если вы растеряны и не понимаете, что будет лучше в этой ситуации, можно так и сказать «я очень волнуюсь за тебя, мне важно то, что с тобой происходит, но прямо сейчас я растерян и не знаю, какая поддержка будет уместной».

Вы не обязаны быть экспертом в помощи и поддержке. Можете давать контакты помогающих организаций. Если вы боитесь, сомневаетесь в том, что может навредить, а что может помочь, тогда смело можете перенаправлять в кризисный центр. 

В выборе «говорить прямо» или «не говорить прямо» есть еще несколько важных деталей. Во-первых, какому человеку об этом говорить, насколько близкие отношения, принят ли такой уровень близости и прямоты в ваших беседах. Во-вторых, интонация, с которой вы говорите. Если интонация «я точно знаю», «как же ты не видишь», «я лучше понимаю, что происходит», «ты обязана выслушать», «тебе следует согласиться» и так далее — тогда говорить «в лоб» однозначно не стоит. Если вы описываете факты: «Я заметила, что каждый раз на встрече ты вздрагиваешь от уведомлений телефона, что отменяешь встречи не по своему, но по его желанию», аккуратно делитесь предположениями: «Возможно, в твоих отношениях происходит что-то неприятное, может быть, есть зависимость от партнера, принуждение». Можно делиться своими переживаниями: «Я волнуюсь за тебя, возможно, контролирующее и принижающее отношение партнера так сказывается на твоем состоянии», «то, что ты описываешь, похоже на насилие».

Важно, чтобы в любой момент разговора у вашей собеседницы была возможность сказать «нет» и возможность выбрать. Например, не продолжать разговор, выбрать, когда и в какой обстановке она хочет вести этот разговор, не давать ответ на какой-то вопрос, не реагировать на ваше предположение. У вас нет задачи убедиться и удостовериться, проконтролировать женщину. Но есть задача выразить беспокойство и готовность помогать, поделиться контактами кризисного центра.

Фото: Getty Images

Возможный сценарий помощи

  1. Выслушайте. Дайте возможность женщине рассказать ее собственную историю. Избегайте обесценивания и оценок типа «да ладно, все так живут». Вместо этого скажите «твои чувства важны», «если ты чувствуешь себя плохо, значит, с тобой плохо поступают, ситуация серьезная и заслуживает внимания».
  2. Поддержите. Избегайте давления и осуждения. «А почему ты раньше не сказала? Почему ты не уходишь?» и прочее. Не спорьте с тем, что испытывает человек. Реакция может быть разной. Любая реакция — это нормальная реакция на кризисную ситуацию. Вместо этого скажите: «В том, что происходит, нет твоей вины. Решение совершать насилие — это всегда решение того, кто его совершает. Если есть готовность так себя вести, то повод всегда найдется». Пострадавших женщин часто обвиняют со стороны, есть самокритика. Если вы не будете осуждать женщину, вы уже окажете большую помощь.
  3. Обозначьте, что вы готовы помогать, и уточните, как именно. Скажите, что вы рядом, что вам небезразлично происходящее. Определите конкретно, чем можете помочь. Например, скажите, сколько времени человек может пожить у вас. Может быть, вы готовы оказать финансовую помощь или быть на связи (например, скажите, что вам можно звонить даже ночью) и так далее. Прислушайтесь к себе: какие сейчас есть ресурсы и какую помощь вы сами можете оказать.
  4. Делегируйте и не оставайтесь в одиночестве. Вы не несете единоличную ответственность за помощь и поддержку. Можно дать контакты помогающей организации, например контакты «ИНГО. Кризисный центр для женщин» (8 812 327 30 00, crisiscenter.ru) либо контакты кризисного центра в вашем регионе. Дать контакты помогающей организации, которая специализируется на проблеме и глубоко погружена в специфику и все нюансы, — это точно помощь. 
  5. В любой ситуации оставляйте выбор. В каком месте, в какое время говорить. Соглашаться или отказываться. Предлагайте выбор. Сделайте пространство разговора пространством максимального уважения к ее решениям и потребностям. Чай или кофе? Это выбор. Рассказывать или промолчать? Принять помощь или отказаться? Насилие — это подавление. Помощь — это возможность быть услышанным и уважение к личности.

Автор: Анастасия Маскаева