Фото: Pekic / Getty Images

Казалось бы, похвала всегда приятна. И ребенку, и взрослому. Но вспомните себя — разве всякий раз, когда вас хвалили, вы радовались? Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да».

Вот три общих правила, как говорить детям приятные слова так, чтобы они были действительно приятны:

1. Хвалить должен значимый, важный взрослый

Как им стать — тема отдельной беседы, но, если вы не важны для ребенка, ваша похвала останется без внимания или сделает отношения хуже. Если вы учитель, не думайте, что значимость вашего предмета для ребенка (например, при поступлении в вуз) равна значимости вашей личности.

2. Иногда лучше оставлять достижения незамеченными

У меня есть любимый тип ученика, который я называю «талантливый сорванец». Это ребенок, которому учеба дается легко, но в школьном дворе и на улице ему нужны приключения. Обычно такие дети задают самые интересные вопросы и высказывают самые оригинальные суждения. Один из таких моих учеников не на всех уроках соблюдал правила: выходил надолго, вместо карандаша использовал ручку (хотя ему, разумеется, много раз повторяли, что нужен карандаш), не писал дату в тетради. И только на моих уроках с ним не было никаких проблем. Ошибка некоторых моих коллег оказалась проста: когда ребенок все-таки соблюдал правила, его хвалили. Я не делал этого и получил полное соблюдение правил и вдобавок — интеллектуального лидера класса. Почему? Такой ребенок не хочет, чтобы другие дети в семье или школе считали его послушным и таким же, как все, и протестует, когда на этом делают акцент.

3. Хвалить нужно, ориентируясь на тип личности ребенка и с учетом его возраста

Общаясь с детьми, делясь с ними своими взглядами и ставя общие цели, необходимо учитывать их возраст и тип личности. Последний формируется до 16–17 лет, но предрасположенность к тому или иному типу выявляется гораздо раньше. Что касается возраста, мои рекомендации — для родителей детей 11 лет и старше.

По нашему с коллегами опыту, пол ребенка не сильно влияет на то, как и за что его хвалить. Например, считается, что девочки придают больше значения внешнему виду и комплиментам. Как педагог, с которым и мальчишки, и девчонки обсуждают кроссовки и коллабы, скажу, что это не на сто процентов так. Да и тип личности — гендерно универсальная вещь.

Поскольку типы личности в психологии имеют разные названия и некоторые из них для непрофессионала звучат странно, а иногда и страшно, я буду использовать свою классификацию.

«Доминатор»

Это ребенок, которому во всем нужно превзойти, а иногда даже подавить других. Личные эмоции собеседника такому ребенку не очень важны. К сожалению, это распространяется и на взрослых, если те не проявляют себя сильно, авторитетно. Даже если вы имеете авторитет в глазах «доминатора», не хвалите его. Поощрение и похвалу он сочтет проявлением слабости.

Как быть, если ребенок тяготеет к этому типу? Впечатлите его своим личным достижением, искренне делитесь эмоциями. Папа одного из таких детей взял сына на рыбалку со своими друзьями и давал задания: наколоть дров, порезать овощи и тому подобное. Во время этого совместного приключения он просто искренне радовался природе и улову в мужской компании. И никак мальчика не хвалил. В результате парень две недели рассказывал всем на переменах о поездке и показывал фото и видео. И говорил о том, как крут его папа.

«Чемпион»

Такой ребенок не очень замечает свои недостатки и не всегда адекватно себя оценивает в силу того, что в собственных глазах он лучший. Таких детей надо хвалить только за настоящие достижения. Не подпитывать чувство «чемпионства», а показывать, что там, где он молодец, — он действительно молодец, но не всегда и не во всем. С «чемпионами» хорошо работает тройная модель: похвалили, спокойно указали на недостаток, чтобы ребенок понял, что недостатки — это нормально, а потом еще раз похвалили. Но только по делу, никаких поблажек и фантазий. И лучше не сравнивать «чемпиона» с другими детьми в семье или школе, для него это неприемлемо.

Фото: Finn Hafemann / Getty Images

«В своем мире»

Эти ребята тяжело сходятся с другими детьми и не без труда находят друзей. Им нравятся занятия, которые длятся долго и требуют погружения, будь то конструкторы, рисование, творческое письмо или программирование. Хвалите их за результаты — и обязательно не как старший, а как обычный человек: такие дети не очень любят вертикальные отношения. Понравилась картина? Порадуйтесь вместе с ребенком. Написал хороший текст — почитайте его вместе и поделитесь впечатлениями. Ребенок написал хорошую программу? Оцените ее пользу и скажите, в чем она поможет. Ребенку «в своем мире» очень важно знать, что то, что он делает, красиво и полезно, что это не только его, это ваше общее. Не говорите о том, что у вас есть похожий знакомый ребенок. Такие дети не хотят чувствовать себя «кейсами». А еще им важно подбадривание и посыл: «Ты научишься, ты сможешь!»

«В тени»

Ребенок этого типа часто дружит с детьми, которые во многом его превосходят. Сам он не просто остается «в тени», но и начинает воспринимать многие действия детей или взрослых как упрек ему или указание на слабость, хотя в действительности это не так. Как хвалить? Во-первых, просто хвалить. Во-вторых, даже искусственно созданная ситуация успеха поможет ребенку «в тени» поверить в себя и из нее выйти, поэтому еще раз — хвалить, пусть и не всегда за большие достижения. И шутите о человеческих недостатках, в том числе своих. Так ребенку станет понятно, что недостатки есть у всех, а смех над ними — это нормально, это хороший шаг к принятию себя.

«Я себе не нравлюсь»

В силу разных причин таким детям сложно понять и почувствовать, что они не хуже других, а во многом лучше, что они хорошие. Этих ребят надо хвалить за конкретные достижения и поступки, надуманная похвала здесь не работает: они сразу чувствуют, что это сделано специально, чтобы их подбодрить. Обязательно попросите близких и педагогов делать так же. Похвала должна быть немногословной и обязательно один на один, без пиара перед другими детьми.

«Ребенок-ракета»

Это ребенок-максимум. Когда он увлечен, он не видит и не слышит ничего вокруг, а увлекаться он любит. Одного из таких ребят мы с коллегами прозвали «текст-машиной»: столько, сколько писал он в четвертом классе, не писали ребята даже в шестом. Во-первых, таких детей если и ругать — то только один на один. Отрицание — их защитная реакция, и указание на недостатки при всех они будут отрицать и не запомнят. Во-вторых, хвалите такого ребенка за действия, объединяющие его с другими детьми или взрослыми, потому что часто «ребенок-ракета» противопоставляет себя другим. Помог другу или младшему с заданием — отлично, рассказал вам, что значит непонятное детское или молодежное слово, — тоже здорово. Как справиться с отрицанием как защитной реакцией? Можно похвалить за критическое мышление и разобрать, когда оно полезно, а когда не очень.

«Тихий троечник»

У таких детей, как принято говорить, весьма средние способности к учению, и они это понимают. Их можно и нужно хвалить в качестве поддержки, то есть за самые маленькие успехи. Не стоит делать акцент на том, что они потратили множество усилий, чтобы достичь цели, это их расстроит. Такие дети и так считают, что они хуже, слабее других, но не заслужили этого. Не нужно хвалить очевидно «сверху», лучше поддерживать с таким ребенком более горизонтальные отношения и показывать разные примеры преодоления препятствий: известных людей, друзей и знакомых, свои похожие ситуации. В первую очередь таким детям нужно понять, что в этом мире все не так сложно и не так непреодолимо, и они могут достичь высот. Я знаю одного бизнесмена, который с 5-го по 11-й класс сидел на последней парте и получал плохие оценки. Сейчас ему 36 лет, у него своя компания, и он так отладил бизнес-процессы, что почти не участвует в управлении, проводя время с семьей и занимаясь живописью.

«Вижу цель — не вижу препятствий»

Эти дети привыкли думать — и делать. Пусть учебная нагрузка огромная, пусть вечером надо ехать к папе в офис работать — им это нужно. Хвалить лучше не за учебу и профессиональные пробы (к ним отношение и так сверхответственное), а за чисто человеческие проявления. Почему? Такие ребята и так считают, что в учебе и пробах профессии должны быть лучше всех, все делать на «отлично» и совсем не жалеть себя. Не хвалите таких ребят «от головы», интеллектуально, лучше подчеркнуть то, что не оставило равнодушным ваше сердце: красивый оборот в речи, удачную шутку или рассказ о каком-то эпизоде из жизни. К сожалению, такие ребята часто упускают из вида человеческие эмоции, дружеское общение и чувства — поэтому хвалите их эмоционально и в ярких выражениях.

«Камера, мотор!»

В сердце и плеере — музыка юности, в одежде — проявление взрослости, в мечтах и планах — поступление в творческий вуз. Таких детей лучше хвалить за достижения, а не за хорошую реплику «в тему» или шутку о себе, друге или однокласснике. Вопросы, которые ребенок задает, чтобы в чем-то разобраться, стоит отметить: до него обязательно нужно донести, что быть любознательным очень важно. Дети этого типа часто высказывают оценочные реплики, припоминают какие-то истории. За это хвалить не нужно, но и осуждать тоже не стоит. Оставьте их без внимания. Поблагодарите, когда такой ребенок помогает друзьям и родным: для «детей-артистов» друзья и семья очень важны. Ну а если ребенок написал хороший текст, снял красивое видео, что-то рассказал так, что вы увлеклись, в качестве похвалы и поддержки предложите ему показать свое творение другим детям или в гостях у другой семьи. Ведь детское желание быть в центре внимания может быть вашим помощником.

Приятные слова могут быть разными и могут быть сказаны по-разному. Надеюсь, эта статья поможет нам и нашим детям сделать так, чтобы эти слова принесли и радость, и пользу. Главное правило, как всегда и во всем с детьми, — не фальшивить, дети очень хорошо это чувствуют.