Владислав Тирон
Фото: Алексей Никишин
Владислав Тирон

Поступающих в театральные вузы часто просят удивить мастера, набирающего курс. В 2013 году во ВГИКе абитуриентам предложили выполнить какой-нибудь трюк, но уточнили: делайте, только если действительно умеете. «Я сказал, что сделаю сальто, — вспоминает Владислав Тирон. — Звук моего падения слышал весь институт. Конечно, никаких трюков я выполнять не умел, но удивить мастера хотелось». Влад признается, что очень волновался на всех экзаменах, но это всегда работало в плюс и лишь подталкивало к творчеству. В итоге он поступил в несколько вузов и выбрал Щепкинское училище. «Тогда я был достаточно закрытым человеком, и когда зашел в Щепку, сразу почувствовал атмосферу такой крепости, окруженной толстыми стенами, и понял, что совпадаю с местом».

Любимая театральная работа Влада — студенческая роль Питера Ван Даана в «Дневнике Анны Франк». Спектакль поставил один из главных в жизни Тирона педагогов Алексей Дубровский. Это история Второй мировой, рассказанная через судьбы семей, которые несколько лет прятались от фашистов на чердаке. Спектакль шел почти три часа — и все это время герои существовали в одних и тех же «бытовых» декорациях, из-за чего, говорит Влад, грань между реальностью и игрой стиралась, а это «одно из лучших чувств, которое можно испытать на сцене».

Когда Тирон учился в Щепке, говорил друзьям, что мечтает поступить в театр — и спокойно служить в нем всю жизнь. Окончив вуз, Влад действительно присоединился к труппе Малого театра. А потом, как считает сам, «взял и разрушил собственный комфорт»: понял, что стабильность и размеренная жизнь ему не подходят. К тому же репетиции спектаклей занимали много времени, а молодому актеру хотелось искать себя и развиваться в разных сферах. «Я бы хотел вернуться в театр лет в 50–60, — то ли шутит, то ли всерьез говорит Тирон, — когда многое узнаю и пойму про жизнь. Тогда, наверное, мне будет там хорошо и комфортно».

Влад уверен, что настоящего актера определяют две черты: он постоянно задает вопросы — в первую очередь себе — и делает то, что страшно. Кажется, под эту формулировку одинаково подходит как сам Тирон, так и его новый герой.

Владислав Тирон
Фото: Алексей Никишин
Владислав Тирон

***

Отец Влада, когда тот был ребенком, часто уезжал на гастроли. Однажды он оставил сыну свою электронную книгу — чтобы тот не скучал. Тексты были рассортированы в ней в алфавитном порядке по фамилии автора, и именно поэтому — по чистой случайности — первой прочитанной книгой на «ридере» стал «Азазель» Бориса Акунина. После нее Тирон прочел еще несколько историй о Фандорине, а после, уже вместе с папой, посмотрел экранизацию «Турецкого гамбита». 

Эраст Фандорин для российского кинематографа почти как Джеймс Бонд: его успели сыграть немного потерявшийся на фоне Басилашвили и Нееловой дебютант Илья Носков («Азазель», 2002), Егор Бероев («Турецкий гамбит», 2005) и создавший каноничного персонажа Олег Меньшиков («Статский советник», 2005). Речи о преемственности этого образа ни в начале 2000-х, ни сейчас не шло, поэтому одной из задач Влада Тирона было не повториться.

Действие сериала «Фандорин. Азазель», снятого «Кинопоиском», разворачивается в вымышленной России будущего: 2023 год, процветающая столица — Петроград, революции 1917 года не было, страной правит император Николай III. Именно эти «внешние обстоятельства» должны были определить нового Фандорина, но понял это Влад не сразу. «Я пытался сыграть акунинского героя, — объясняет он, — и ничего не получалось. Ходил по съемочной площадке и думал: что-то не так, что-то не сходится, но признаться никому не решался. Думал, что проблема во мне, пока не сообразил, что отталкиваться надо от того, что написали сценаристы (Никита и Сергей Поповы. — Прим. ред.), а не от содержания книги. Как только я это понял, все стало получаться».

От Акунина в сериале — ткань повествования и сюжет, все остальное придумала команда во главе с продюсером Александрой Ремизовой и режиссером Нурбеком Эгеном. Главное отличие от «канона», по мнению Тирона, именно в характере главного героя: «В книге Фандорин гораздо смелее, наш — связан своим прошлым, будто бы скован им. Травмирующее событие сделало героя закрытым — и только расследование заставляет действовать, хотя поначалу это кажется невозможным. Стать смелее Фандорина вынудили обстоятельства, а меня, наверное, — первая главная роль».

Эпизоды сериала снимаются не по порядку: команда может, например, работать над финальной сценой и только ближе к концу съемок взяться за экспозицию. Чтобы не запутаться в эволюции характера своего героя, актер придумал для себя лайфхак — он рисует графики. Одна линия на графике — одна важная для раскрытия персонажа тема. «Например, есть линия взаимоотношений с девушкой Лизой: первая встреча — вторая — важный диалог — и какое-то дальнейшее развитие. Это я и пытаюсь отобразить на схеме, — поясняет актер. — Перед сценой открываю дневник, смотрю на график и понимаю, в какой точке сюжета нахожусь прямо сейчас. Переносить всю эту математику в жизнь помогают актерские приемы и понимание происходящего на уровне чувств».

Владислав Тирон
Фото: Алексей Никишин
Владислав Тирон

***

Впервые этот метод Тирон использовал на съемках сериала «Триггер» в 2018-м. Готовясь к роли Матвея — помощника и соратника эксцентричного главного героя, эдакого Санчо Пансы или доктора Ватсона, — он не опирался на интуицию, как это было в годы учебы, а подробно разбирал текст.     

«Фандорин. Азазель» — второй после «Триггера» проект, на площадке которого Влад встретился с Максимом Матвеевым: в новом сериале тот играет российского императора Николая III. «Максим стал мне близким человеком, он всегда говорит: если есть какие-то вопросы, что-то беспокоит, волнует, ты всегда можешь ко мне обратиться. Я очень доверяю Максу и многому у него учусь», — делится Тирон.

Вообще, главное, чему Влад хотел бы научиться, — не критиковать себя, но получается это с трудом. В 2021-м он даже на время ушел из профессии: около года не связывался с агентом и не ходил на пробы — все ради того, чтобы понять, как это — существовать без актерства. И в итоге вернулся на съемочную площадку.

«Мне хочется стать настоящим художником: делать то, что чувствую, — говорит Тирон. — Когда оглядываешься на других, ничего хорошего не выходит. В этом смысле мне очень нравится Квентин Тарантино, который просто творит — и кайфует от того, что делает».

Приблизиться к состоянию «художника» Тирону помогает музыка. В свободное время он с друзьями пишет песни и придумывает аранжировки — и даже успел записать музыку для одной короткометражки. В планах — профессионально писать музыку для кино.

***

Тирон родился 24 февраля. В 2022-м этот день разделил жизнь многих на до и после. «Сейчас как никогда важно создавать что-то в искусстве. Если не будет развлекательной сферы — а мы с коллегами все-таки так или иначе относимся именно к ней, — людям будет еще тяжелее, — говорит Влад, объясняя, почему остается в России. — И это, конечно, нужно не только зрителям, но и мне самому».

Единственный вопрос, над которым Тирон думает долго, — на что похожа его жизнь. Уже после интервью он присылает слово: «Мультитул» — многофункциональный инструмент, с помощью которого можно зашить дырку, вкрутить саморез или, например, распилить ветку. Следующим сообщением Влад уточняет: «Но еще не до конца осознающий, сколько внутри возможностей, которые можно раскрыть».

Автор: Ольга Обыденская

Видео Zoomer News: что известно о сериале «Фандорин. Азазель»