Почему дети плохо учатся
Ответить однозначно на вопрос, почему школьник не понимает тот или иной предмет, нельзя. Причины могут быть разные. Но это совсем не значит, что родителям стоит опустить руки и не пытаться изменить ситуацию, считает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян
Давайте вспомним школу и попробуем ответить на вопрос: знаете ли вы кого-то, кто учился исключительно хорошо? То есть всегда и везде без сложностей. Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да». «А как же отличники?» — спросите вы. Но разве у отличников не было трудностей? Не было тех предметов, по которым учителя шли им навстречу (и правильно делали)? Ответ очевиден: были, и это нормально, ведь универсальных людей нет. Но отличник, у которого немного «западает» русский язык или физика, — это одна ситуация. А что делать родителям тех детей, которые говорят: «Эту вашу физику я вообще не понимаю!» Узнать причину и изменить ситуацию так, чтобы отношение ребенка к предмету и впечатления от него изменились.
Вот несколько причин того, почему дети учатся плохо.
Подача предмета
Подходить к преподаванию можно по-разному — и у многих педагогов серьезно различаются ценности этого процесса. Мой коллега, который преподавал физику, сначала решил представить детям научную картину мира через свой предмет. То есть смоделировал несколько ситуаций, в которых действуют разные физические силы, и всякий раз задавал один вопрос: «Почему это происходит?» Детям стало интересно. Каждый урок они открывали для себя новое знание, связанное с природой, и получали ответы на свои вопросы. То есть педагог объяснял жизнь через физику и ее явления. И дети обсуждали физику даже на переменах и других предметах. А что будет, если сразу дать ребенку прочитать параграф, выучить формулы и начать решать задачи? Думаю, возникнет вопрос: зачем мы это делаем? Как это мне поможет в жизни? И если на него нет четкого ответа — вот и причина, почему оценки стали хуже. Поэтому, когда вы общаетесь с педагогом, спросите, какие у него ценности в предмете, зачем и как учитель учит ваших детей. И сравните с тем, что ваш ребенок скажет об уроках. Многое станет понятно. Образовательные ценности и цели могут не совпадать. Это не плохо, просто это не подходит конкретно вашему ребенку и вам как внимательному родителю.
Конкуренция
Представьте, что в классе есть ребенок, который очень хорош в английском языке: жил в языковой среде, занимается с носителем и не стесняется говорить. Как будут чувствовать себя другие дети на уроке с ним? В основном неловко и стесненно. Особенно если учитель будет сравнивать детей и акцентировать это. Поэтому может пропасть желание заниматься, ведь до настоящего успеха, который ребенок видит в превосходящем однокласснике, очень далеко. Что делать? Существуют разноуровневые группы, и в методике преподавания иностранных языков этот подход — норма. Его можно и нужно предлагать не только учителям иностранных языков. Мой коллега, учитель русского языка и литературы в государственной школе, разделил неоднородный класс на три группы: среднюю, продвинутую и группу ребят, для которых русский язык не родной. В подобной ситуации это единственное правильное решение с точки зрения конкуренции между детьми. Бывает и обратная ситуация — когда сильный ученик в группе мотивирует остальных, но на практике она встречается редко. Из пяти классов, с которыми я работал, она возникла только в одном.
Учитель и его педагогический стиль
Речь здесь не о подходе к предмету, а об отношении к детям. SEL (Social-Emotional literacy, или социально-эмоциональная грамотность) пока только набирает популярность в школах. Но в действительности без умения чувствовать атмосферу в классе, поддерживать нужные эмоции детей, видеть роли ребят и просто быть приятным в общении качественно работать современным учителем и тем более тьютором уже невозможно. Я знаком с учителем, который для того, чтобы обозначить свою подавляющую позицию, на первом занятии задал новому ученику прочитать «Фауста» Гете, а потом сразу дал тест. Цель была такова — парень должен понять, что для ОГЭ по литературе надо много читать и учить, и все время проходить тесты на знание произведений. Какой был результат для подростка? Отторжение занятий, плохая оценка на ОГЭ. Некоторым детям подходит требовательный и четкий педагогический стиль, когда учитель говорит — ребенок выполняет. Но далеко не всем. То же можно сказать о демократичном стиле преподавания: есть ребята, которым он не подходит, им нужны границы и опыт выполненных обязательств. Что делать, если по рассказам ребенка вы видите чрезмерную строгость или излишний демократизм? Не стоит сразу менять преподавателя, лучше побеседовать с учителем и попросить немного по-другому взаимодействовать с вашим сыном или дочкой. Настоящий профессионал внимательно относится к обратной связи в подходящей, нерезкой форме.
Склонность ребенка к предмету
Известно, что российское образование в школе менее профильное, чем европейское и тем более американское. Школа ведь не случайно называется общеобразовательной. Но давайте признаем, что Ломоносов, Леонардо и Аристотель были уникальны, и не будем пытаться воспитать из всех детей специалистов по всему. Другими словами, всегда есть предметы, к которым дети не склонны, это нормально. Что делать, если по одному из этих предметов нужно получить необходимый минимум или поправить оценку? Во-первых, поговорить с ребенком и сказать, что вы принимаете его позицию «Математика — это не мое» и не требуете от него олимпиадных заданий. Во-вторых, найти предметный контент, который не оставит равнодушным. Например, одна моя ученица настолько не любила русский язык, что на встрече с родителями на вопрос «Сколько раз в неделю занимаемся?» ответила «Раз в месяц». На первом занятии я рассказал о языках мира и мемах про них, показал видео о Юрии Кнорозове, который расшифровал письменность майя, и предложил решить несложные и забавные лингвистические задачи. На втором занятии мы вместе писали, о чем хотим, и читали друг другу наши тексты. А на третьем девочка попросила заниматься четыре раза в неделю. И высокий академический результат последовал почти сразу. Возвращаясь к нашей теме, в-третьих, можно поговорить с учителем о вашем ребенке и сказать, что предмет нужен в минимальном объеме и требования можно смягчить.
Родители
Родители тоже могут быть причиной того, что ребенок плохо учится. Излишняя требовательность и контроль — нередки. Бывает так, что один из родителей здорово или профессионально знает предмет или предметную область из нескольких дисциплин. Казалось бы, это должно помогать: папа или мама могут помочь, объяснить. Но на практике родители задают такую планку, что ребенку в школе будет неинтересно. То же касается требований к своему ребенку. Поэтому лучше быть аккуратнее в оценках и понимать, что в педагогике многие вещи работают по-другому, не так, как в собственно научной парадигме предмета.
Что в итоге
Да, дети могут плохо учиться. Это не повод быть недовольным ребенком. Это сигнал, что ребенку нужна помощь, надо внимательно понаблюдать за ним, узнать причину и заняться ею. Для этого необходимы внимание, доверие и осторожность, а также общение с педагогами не с позиции заказчика, а с позиции человека, который хочет понять и разобраться. Некоторые вопросы нужно задать самому себе и ответить на них честно. И главное, чаще всего причины плохих оценок являются социальными, эмоциональными и психологическими, а вовсе не интеллектуальными. Ведь все дети по-своему талантливы.
Подходить к преподаванию можно по-разному — и у многих педагогов серьезно различаются ценности этого процесса. Мой коллега, который преподавал физику, сначала решил представить детям научную картину мира через свой предмет. То есть смоделировал несколько ситуаций, в которых действуют разные физические силы, и всякий раз задавал один вопрос: «Почему это происходит?» Детям стало интересно. Каждый урок они открывали для себя новое знание, связанное с природой, и получали ответы на свои вопросы. То есть педагог объяснял жизнь через физику и ее явления. И дети обсуждали физику даже на переменах и других предметах. А что будет, если сразу дать ребенку прочитать параграф, выучить формулы и начать решать задачи? Думаю, возникнет вопрос: зачем мы это делаем? Как это мне поможет в жизни? И если на него нет четкого ответа — вот и причина, почему оценки стали хуже. Поэтому, когда вы общаетесь с педагогом, спросите, какие у него ценности в предмете, зачем и как учитель учит ваших детей. И сравните с тем, что ваш ребенок скажет об уроках. Многое станет понятно. Образовательные ценности и цели могут не совпадать. Это не плохо, просто это не подходит конкретно вашему ребенку и вам как внимательному родителю.