Пепперштейн, Братков, Тишин и арт-фондю на ярмарках современного искусства
Арт-дилеры, художники и журналисты мигрировали из одной точки в другую: Armory Show, Pulse Art Fair, Bridge Art Fair и прочие «fairs» — список мероприятий был довольно внушительным. Все спешили посмотреть, что привезли на сей раз галереи со всего мира.
Armory Show — самая статусная ярмарка, в ней участвуют лучшие из лучших. Россию в этом году здесь представляли «Айдан-галерея» и «Риджина». Айдан Салахова показала на Armory минималистичную инсталляцию «Кабинет» художницы Ани Желудь. Как рассказала мне Салахова, ее выбор хвалили за чистоту высказывания.
Галерея «Риджина» привезла на ярмарку работы Павла Пепперштейна, Сергея Браткова и француженки Клер Фонтейн (Claire Fontaine). Инсталляцию Фонтейн Capitalism Kills купили в первый же день ярмарки.
Сам Пепперштейн в Нью-Йорк не приехал, зато сюда прибыла серия его работ «Будущее России», в которой мифические персонажи сталкиваются с супрематическими знаками. Пепперштейн считает, что мифические персонажи (герои фольклора) являются истинным достоянием страны; Россия должна беречь и использовать эти символы как оберег против культуры глобализма.
Фотограф и художник Сергей Братков привез в Нью-Йорк портрет Путина и серию фотографий 1994 года, на которых изображены женщины, желающие зачать ребенка искусственным путем. Женщины в приспущенных колготках держат в руках пробирки со спермой.
Братков гулял по ярмарке и с удовольствием рассказывал желающим, почему его работы никто не купил в первый же день — по его мнению, во всем была виновата отталкивающего вида женщина-охранник, которую поставили рядом с его работами. Он даже хотел написать жалобу, но охранника уже поменяли.
Bridge Art Fair — ярмарка не столь респектабельная, как Armory Show, зато веселая. Выставленные здесь работы, как правило, выполнены в самом востребованном жанре — поп-арт.
На Bridge Art Fair приехала галерея Натальи Ахмеровой Barbarian Art из Цюриха. Наталья работает с русскими художниками, которые живут в Европе. Она представляет, например, Валерия и Наталью Черкашиных и Игоря Тишина. Ахмерова увлеченно рассказывала о своих авторах посетителям ярмарки. Галеристы и гости реагировали вяло из-за страшной жары — в здании продолжали топить. Наверное, организаторы ярмарки просто забыли, что началась весна. Размякшие клиенты оживлялись лишь у полотна Игоря Тишина «Super 8».
На этой же ярмарке художник Стивен Шанабрук (Stephen J Shanabrook) устроил перформанс под названием Last Lick — он опускал в горячий шоколад бритвы и затем раздавал их всем желающим на бумажке с предупреждением для непонятливых «Осторожно, не облизывать!». Интересно было наблюдать за реакцией зрителей: кто-то пытался вникнуть в суть происходящего, кто-то поспешно проходил мимо, один человек и вовсе отпрыгнул: «Ой, это же лезвие! Порезаться можно!» Какая-то девушка очень метко сформулировала суть перформанса: «Да это же арт-фондю».
Шанабрук часто бывал в Москве в эпоху путчей 90-х, он устраивал там художественные акции и водил дружбу с московскими художниками, например, Владимиром Дубосарским. Тогда же он познакомился с Вероникой Георгиевой, которая стала его женой и переехала со Стивеном в Америку. Шанабрук и Георгиева, пожалуй, первая сегодня русско-американская пара в художественных кругах Нью-Йорка.
На Bridge Art Fair заглянула Нина Гомиашвили, совладелец московской галереи «Победа». Гомиашвили оказалась на Bridge Art Fair как раз тогда, когда проходил перформанс Шанабрука. Выяснилось, что она давно знакома с Вероникой Георгиевой. На перформансе Lust Lick оказался и художник Евгений Фикс, чьи работы из серии «Американские коммунисты» были выставлены на другой ярмарке — Pulse Art Fair.