Александра Ребенок
Александра Ребенок Фото: Виктория Шапель

Вы участвуете в проекте «Голоса страны», исполняя главную роль в моноспектакле «Школа этикета» — играя Анну Валл. Расскажите, пожалуйста, кто она? Встречались ли вы с ней вживую и чем вдохновлялись, вживаясь в ее роль?

Когда я приступила к подготовке к спектаклю, я принципиально попросила не знакомить меня с его героиней — Анной Валл, потомком древнего рода немецких баронов Мантойфель и одним из самых популярных экспертов по этикету и деловой переписке. Суть этого спектакля, как и всего проекта «Голоса страны», не в похожести. Одно дело, когда ты играешь роль известного, исторического героя, например Владимира Высоцкого или Фредди Меркьюри. По хронике, документам, видеозаписям мы знаем этого человека, и при просмотре спектакля или фильма важен момент узнавания. 

Герои документальных спектаклей «Голосов страны» все-таки не звезды, не медийные персонажи, это просто люди, которые каждый день своей работой делают наш мир лучше благодаря своей целеустремленности и неиссякаемой энергии. Поэтому я решила не ограничивать себя характерными чертами конкретного человека, а поймать суть. 

Анну Валл я увидела только на премьере. Она сидела в первом ряду, и мне стало страшно, посыпался весь текст в голове. Потом я преодолела это и соединилась с ней. Конечно, это был душераздирающий момент, когда Анну Эрнстовну пригласили на поклоны. 

Александра Ребенок в спектакле «Школа этикета»
Александра Ребенок в спектакле «Школа этикета» Фото: Максим Чернышев

Ее история уникальна, а как она отважно сражается за тот свет, которого все меньше и меньше. Она как воин. Вообще, честно скажу, когда режиссер спектакля Талгат Баталов рассказал мне про идею, я вообще не заинтересовалась, подумала: «Боже мой, история этикета, как это немодно, неинтересно». Казалось, это какой-то атавизм, скучная история с нравоучениями. Но потом я многое поняла — и в первую очередь про себя. Я была очарована историей Анны Валл, которая борется за нормы этикета, правила поведения в обществе, уважение к другому, а значит, и к себе.

Европа не останавливалась в развитии и поддержке знаний правил этикета. Мы же в начале XX века приняли решение, что это буржуазное излишество, и легко от него отказались. Сегодня у нас есть огромный пробел в знаниях — его необходимо заполнять. 

Проект «Голоса страны» — это цикл историй об обычных людях, живущих среди нас. Расскажите, пожалуйста, какие моноспектакли из проекта вы видели?

Конечно, это «#ДокторКудзаев» с Игорем Миркурбановым в главной роли и «История одного несовершенства» с Александрой Виноградовой — про больничного клоуна, до слез. Вообще, мне кажется, что спектакли проекта «Голоса страны» — это какой-то новый жанр, сформулированный Константином Богомоловым. Новый диалог, который предлагается залу, невыдуманная история. 

Почему, на ваш взгляд, подобный проект важен для широкой аудитории?

Правильно говорят, что не страшно упасть, страшно не подняться. И этот проект про тех людей, живущих среди нас, которые даже в трудные минуты жизни не потеряли свое лицо, сохранили свое достоинство. Они нашли свое призвание и отчаянно идут по пути человека созидательного, созидающего, человека-открывателя. Как это может быть неважным? 

Александра Ребенок в спектакле «Школа этикета»
Александра Ребенок в спектакле «Школа этикета» Фото: Максим Чернышев

Предвосхищая грядущий сезон, над чем вы сейчас работаете? Где мы сможем вас увидеть в ближайшее время?

Мы открыли уже сезон в МХТ им. А. П. Чехова и в любимом Театре на Бронной. Афиши и билеты уже на сайте и в кассах театра. Но в этом году Константин Богомолов стал еще художественным руководителем «Театра — Сцены “Мельников”». И там я 29 сентября сыграю в спектакле «Школа этикета» проекта Константина Юрьевича «Голоса страны». 

Кино или театр? Что вам более близко и почему?

Театр — это основа профессии, это как спортзал для олимпийского чемпиона, танцкласс для балетного артиста. Именно в театре актер развивается, экспериментирует и совершенствует свои профессиональные навыки. Театр — это процесс бесконечный, а кино — это результат. У тебя есть много дублей, есть возможность ошибаться. Все равно в итоге выберут лучший. В кино ты одну сцену можешь снимать целый день и «чудо-монтаж» спасет любой сюжет и любое качество актера. А в театре ты вышел, и второго дубля нет. Поэтому в кино могут играть непрофессионалы, а в театре нет, что прекрасно. Приходите в театр.