По словам режиссера картины Эрика Шёлдбьерга, «Бессонница» — это фильм, исследующий человеческую скрытность. Когда человек решает утаить что-то от других, созданная им тайна растет и неминуемо требует к себе все большего внимания. Таким образом даже самая незначительная ложь с течением времени может свести с ума.

В мировой прокат «Бессонница» попала в 1998 году — и моментально стала памятником новой волны норвежского кино, одним из главных символов его возрождения. Картина легла в основу целого нового жанра — «скандинавского нуара». На момент премьеры «Бессонница» — это не просто мощный психологический триллер, но и острое высказывание на тему национальной идентичности.

Кому не спится в Осло

В одном из своих радиоинтервью исполнитель главной роли Стеллан Скарсгард рассказывал, что для большего погружения в атмосферу бессонницы картину снимали исключительно по ночам. В Норвегии стоял полярный день и солнце светило так ярко, что спокойно можно было загорать. Актер вспоминал, что из-за сбитого режима он вскоре начал стремительно приближаться к тому бессознательному состоянию, в котором находился его герой.

Йонас Энгстрём, которого играет Скарсгард, — опальный следователь норвежской полиции. Вместе со своим напарником Эриком Виком он приезжает в Осло расследовать жестокое убийство местной школьницы. История начинается в духе «Твин Пикса» или культового фильма братьев Коэнов «Фарго», но далее в сюжете не находится места ни мистическому артхаусу, ни адреналиновой кровавой бане.

Кадр из фильма «Бессоница»
Кадр из фильма «Бессоница» Фото: Norsk Film A/S

Уже на 20-й минуте фильма преступник почти попадается в ловушку полиции. Детективы отправляются за ним в погоню, но теряют убийцу в океане густого тумана. Издалека Йонас слышит выстрелы, сквозь синеватую дымку видит силуэт мужчины и на нервах спускает курок. Подойдя ближе, герой обнаруживает, что застрелил своего напарника Вика — после выстрела в спину тот захлебывается кровью и умирает. 

И без того шаткая репутация следователя рискует быть уничтожена окончательно, и допустить этого Йонас не может. Со знанием дела он за считаные дни избавляется от всех возможных улик — дает ложные показания следователю, расследующему новое убийство, и подменяет пулю, которую достали из груди его коллеги, чтобы на экспертизе ее калибр не совпадал с калибром табельного оружия.

Кадр из фильма «Бессоница»
Кадр из фильма «Бессоница» Фото: Norsk Film A/S

После ювелирной работы по заметанию следов Йонас так сильно боится разоблачения, что больше не может спать,  из-за чего его восприятие постепенно искажается. Герой теряет контроль над собой и все чаще совершает пугающие поступки. 

По собственным следам

«Бессонница» — нетипичный триллер, потому что большую часть времени на экране не происходит почти ничего. В этом детективном фильме центральная загадка решается предельно быстро, и даже нависающая над героем опасность разоблачения почти мгновенно сходит на нет. Йонас так много думает об убийстве напарника, что на проводящееся расследование ему наплевать, из-за чего повествование ломается.

В качестве ближайшего референса критики в 1997 году часто обращались к «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского. В отличие от Раскольникова, герой Скарсгарда не планирует совершать убийство, оно происходит случайно, однако дальнейшие события и правда очень похожи. Йонас пытается скрыть свою причастность к смерти коллеги и от усталости постепенно теряет рассудок. Подобным образом герой Достоевского после убийства заболевает, впадает в горячку и бредит. Болезненная атмосфера бессонных блужданий по пустому сырому городу также напоминает лихорадочные петляния сходящего с ума Родиона по Петербургу.

Кадр из фильма «Бессоница»
Кадр из фильма «Бессоница» Фото: Norsk Film A/S

Главный мотив картины — это как раз вынесенная в название инсомния, история измученного бессонницей человека, который покачиваясь бродит по улице, как подстреленный зверь. Мы можем только догадываться, какие мрачные мысли крутятся в голове у изможденного Йонаса. В то же время очевидно, что другие полицейские в невиновность детектива не верят — страх разоблачения передается зрителю и держит его в напряжении до самого финала.

Эмбиент и пустота

Пространства на экране выглядят стерильными, ледяными — неважно, находятся герои в зловещей больничной операционной, в номере отеля или на безлюдной подземной парковке. Ощущение дискомфорта углубляется морозным синим светофильтром, от которого теперь уже не Йонаса, а зрителя лихорадит. Состояние дезориентации главного героя режиссер передает посредством расфокусировки, ослепительных засветов и намеренно размытого, плывущего изображения при нарочито геометричных и строгих интерьерах.

Кадр из фильма «Бессоница»
Кадр из фильма «Бессоница» Фото: Norsk Film A/S

Ритм повествованию задает психоделический саундтрек от норвежского музыканта Biosphere. Фирменное «арктическое» звучание его мрачных треков основано на холодных синтезаторных мотивах. Тяжелая гудящая электроника плавно сменяется мерцающим пиликанием кардиомонитора, превращается в гипнотический трип-хоп. Центральные мотивы альбома Insomnia — это изоляция, сдавленность и пустота.

На краю бессонницы

В последней трети фильма Йонас все чаще проваливается в бессознательное состояние, погружается в бесконечную галлюцинацию. Когда на экране, кажется, должна начаться адреналиновая перестрелка, детектив лишь неуверенно переминается с ноги на ногу, словно норовит упасть в обморок. В итоге даже долгожданная развязка, решающая все проблемы героя, происходит без его участия.

Кадр из фильма «Бессоница»
Кадр из фильма «Бессоница» Фото: Norsk Film A/S

С самого начала фильма зритель понимает, что при всем внешнем благородстве Йонас — психологически слабый человек. После убийства Вика и встречи с убийцей Джоном Холтом он ломается, идет на поводу у своего страха. В финальной сцене, когда герой с нечеловеческими, пустыми глазами едет в машине по тоннелю, его психика искажена до предела, нечитаема — зритель не может понять, чувствует ли Йонас стыд, страх или облегчение, поскольку его лицо больше не выражает эмоций. Разоблаченный коллегами и отправленный восвояси следователь переживает деперсонализацию, окончательно превращается в ходячего мертвеца. Герой избежал наказания за убийство напарника, но о его манипуляциях и гнусных поступках теперь знают все коллеги, а значит, больше Йонас не заснет никогда.