Директор аукционного дома Егор Молчанов: Нонконформисты существовали за пределами выставочной и музейной жизни
Российские коллекционеры все чаще обращают внимание на работы художников-нонконформистов. В ближайшее время рост стоимости произведений шестидесятников может составить 20–30% в год, считает директор ARTinvestment.RU Егор Молчанов. О том, почему внимание обращено именно на нонконформистов, он рассказал «Снобу»
«Безысходный пессимизм»
В конце 1950-х в павильонах выставочного центра «Сокольников» прошла выставка «Промышленная продукция США». Московской публике демонстрировали новейшие телевизоры, автомобили, катера. Привезли и произведения искусства — советские зрители впервые увидели работы Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко. Маститые советские художники были возмущены. Например, Павел Соколов-Скаля написал разгромную статью, в которой говорил о «бесплодном абстракционистском направлении» — в нем, по его мнению, выражались «безысходный пессимизм» и «отсутствие жизненной правды». Но такого мнения придерживались далеко не все: для молодого поколения знакомство с работами американских художников стало настоящим событием. Однако появление подобных работ в СССР было невозможным, во всяком случае, официально. Все, что не отвечало советским представлениям о том, что и как должны отображать художники, существовало за пределами выставочной и тем более музейной жизни. Нонконформистов как будто и не было вовсе. И все же они создавали собственные, очень необычные техники работы и целые художественные течения.
Послевоенное искусство в тренде
Художников-шестидесятников называют вторым русским авангардом. Первый — Малевич, Кандинский, Гончарова, Филонов и другие — высоко ценится у коллекционеров со всего мира. Большой интерес проявился и к работам нонконформистов: в 1960–1970-е годы западные коллекционеры, как американские, так и европейские, охотно приобретали неофициальное советское искусство. Сейчас мы наблюдаем довольно большой спрос на шестидесятников на внутреннем рынке. Работы Краснопевцева, Целкова и других представителей нонконформизма есть во всех крупных музеях страны. В 2015 году в Москве открылся музей художника-шестидесятника Анатолия Зверева, который создала коллекционер Наталия Опалева.
Подальше от реализма
Главные авторы отечественного неофициального послевоенного искусства сегодня признаны классиками. Илья Кабаков в начале 1960-х деконструировал классические образы. Стоит вспомнить его «Мальчика» — картину, пародирующую официальные портреты. Оскар Рабин использовал набор архетипических символов, хорошо знакомых советскому человеку — достаточно посмотреть на «Натюрморт с рыбой и газетой "Правда"». Для официальных лиц такие картины были очернением жизни советского человека. Сам же художник возражал: «Меня упрекают за натюрморты, за водочные бутылки и лежащую на газете селедку. Но разве вы никогда не пили водку и не закусывали селедкой?» Владимир Немухин в «Незаконченном пасьянсе» как будто окончательно разрывал все связи с официальной действительностью, полностью уходя в абстракцию. Михаил Шварцман считал создание картин своего рода священнодействием и создал собственное направление «иератизм» — результат присоединения к «вселенскому знакопотоку». Юло Соостер в своих сюрреалистических картинах экспериментирует с формой и цветом.
Начать с первых имен
За два года цены на нонконформистов выросли от 50 до 100%. Совсем недавно работу Владимира Немухина 1960-х годов, одного из его лучших периодов, можно было купить за 25 тысяч долларов, сегодня же — минимум за 40–60 тысяч. Рост цен есть и на работы Дмитрия Краснопевцева, Бориса Свешникова, Эрнста Неизвестного. Если раньше их работы покупались на западных аукционах и в галереях, то сейчас практически все сделки происходят на внутреннем рынке. Мы видим, что на арт-рынке появляются игроки, которые используют вложение средств в искусство в качестве нового инвестиционного инструмента.
Те, кто интересуется нонконформистами, прежде всего следят за первыми именами этого направления. Например, можно обратить внимание на медитативные пейзажи Дмитрия Краснопевцева: работы 1960-х, в которых художник постепенно уходил от цвета, или сложные, состоящие из самых разных элементов натюрморты 1970-х. А также на лиричные работы «мастера незаметных чудес» Александра Харитонова. Его ключевыми темами были ангелы и церкви: он создавал не столько картины, сколько философские эссе на холсте.
485-й аукцион аукционного дома Artinvestment посвящен шестидесятникам. Все лоты можно увидеть на выставке в галерее ARTinvestment.RU до 23 июня включительно. Адрес: Гороховский переулок, 7. Вход свободный.
Подготовила Анна Попова