Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»

Территория историко-художественного музея «Новый Иерусалим» в шестой раз станет центром притяжения для ценителей академической музыки. Здесь пройдут уютные музыкальные вечера и грандиозные концерты — программу этого года выстроили вокруг творчества композитора Сергея Рахманинова, со дня рождения которого прошло 150 лет.

Художественный руководитель фестиваля, дирижер Дмитрий Юровский выстроил программу фестиваля так, чтобы слушатель погрузился в мир композитора и ощутил связь его сочинений с музыкой предшественников. Так помимо сочинений Рахманинова со сцены прозвучит музыка композиторов, которые повлияли на его творчество. «Римский-Корсаков, Лядов, Танеев, Аренский — всех этих мастеров можно назвать наставниками Сергея Рахманинова. Поэтому фестиваль, несомненно, посвящен в том числе и им. Но, разумеется, главным действующим лицом фестиваля остается Рахманинов, поэтому в программе прозвучат все его основные жанры крупной формы: фортепианный концерт, симфоническая музыка, вокально-симфоническая поэма и опера», — отмечает Дмитрий Юровский.

Дмитрий Юровский
Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
Дмитрий Юровский

В концертах примут участие не только звезды академической сцены, но и совсем молодые артисты: Вадим Руденко и Гайк Казазян — лауреаты конкурса им. Чайковского; пианист Иван Бессонов и дирижер Филипп Селиванов — победители Первого международного музыкального конкурса имени Рахманинова. «Зрителя ждут встречи с ярчайшими молодыми, но уже известными солистами. Как всегда, у нас программа фестиваля очень насыщенная, разнообразная, которая, уверен, никого не оставит ни на секунду равнодушным», — отмечает президент фестиваля «Лето. Музыка. Музей», народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский.

Зал фестиваля на этот раз станет больше и переместится из круглого уличного атриума музея «Новый Иерусалим» на более просторную площадку с панорамным видом на Ново-Иерусалимский монастырь. Перед концертами все зрители могут посетить выставки и зайти в сам музей — посещение традиционно входит в стоимость фестивального билета.

Выход из кризиса и песнь о красоте. Программа открытия 5 июля

Для торжественного открытия фестиваля «Лето. Музыка. Музей» Дмитрий Юровский выбрал два сочинения, которые по-настоящему прославили Сергея Рахманинова: Второй фортепианный концерт и Вторую симфонию. 

Первая симфония композитора была встречена публикой холодно. После провала Рахманинов впал в кризис на несколько лет, из которого его смог вытащить невролог и психотерапевт Николай Даль. Именно своему спасителю Рахманинов посвятил свой шедевр — Второй концерт. Первая часть произведения сразу доводит слушателя до драматического накала, вторая звучит лирично, будто исповедь, в финале — поэтический триумф. Вторая симфония появилась через 12 лет после написания первой. Песнь о красоте и величии России стала одним из главных произведений Сергея Рахманинова.

Вадим Руденко
Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
Вадим Руденко

На фестивале сочинения композитора исполнит пианист Вадим Руденко — тонкий интерпретатор русской музыки и дважды лауреат конкурса им. Чайковского (1994 и 1998).

Эксперимент для скрипача и пьеса для оркестра. 6 июля

Второй день фестиваля объединит величайшие имена русской музыки. На концерте исполнят произведения старших современников Рахманинова: Чайковского, Римского-Корсакова и Глазунова. Программу откроет «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, а завершит партитура Четвертой симфонии Чайковского.

Части Концерта для скрипки с оркестром ля минор Глазунова исполнят без перерыва. Это произведение экспериментальное по форме и технике. Композитор сочинял его при помощи специальной машинки, которая показывала, сможет ли скрипач сыграть задуманное. У подножия Ново-Иерусалимского монастыря концерт исполнит скрипач Гайк Казазян.

Гайк Казазян
Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
Гайк Казазян

Музыкальный бэкграунд Рахманинова. 7 июля

Третий день фестиваля насыщенный: зрителям предстоит услышать пять самостоятельных произведений, которые были выбраны по нескольким принципам — их в молодости слушал Сергей Рахманинов, а также все они написаны на заимствованную тему.

Создатели фестиваля сформулировали общую концепцию как «музыкальный сериал»: от одного произведения тянутся невидимые нити к другому. Так, после «Испанского каприччио» Римского-Корсакова, исполненного во второй день, зрители услышат «Итальянское каприччио» на темы народных песен Петра Ильича Чайковского, которое мастер сочинил по итогам пребывания на солнечном Апеннинском полуострове.

Увертюра на русскую тему Сергея Ивановича Танеева тоже появилась в программе неслучайно. Профессор Московской консерватории и учитель Рахманинова, Танеев нашел тему для своей увертюры в сборнике русских народных песен, составленном Римским-Корсаковым. Также преподавателем Рахманинова был Антон Степанович Аренский. Оркестр исполнит увертюру к его несправедливо забытой опере «Сон на Волге». Чайковский писал об этом произведении, что слушает его «со слезами на глазах».

Государственный академический симфонический оркестр
Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
Государственный академический симфонический оркестр

На концерте исполнят и сочинение Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини». Позднее сочинение композитора — это феноменальные вариации на самый знаменитый каприс для скрипки.

Гастроли Большого театра. 8 и 9 июля

Программы четвертого и пятого фестивальных концертов идентичны. Организаторы дублируют масштабное музыкальное событие, чтобы все заинтересованные зрители точно смогли его увидеть. Оркестр, хор и солисты Большого театра России в составе 170 человек представят на сцене первую и самую известную оперу Сергея Рахманинова «Алеко». В 1893 году именно в Большом театре прошла мировая премьера этой оперы.

По сути именно произведение «Алеко» дало композитору «путевку в жизнь». Музыкальный гений написал партитуру за 17 дней и представил ее на выпускном экзамене в Московской консерватории, по итогам которого получил золотую медаль. В основе сюжета лежат «Цыганы» Александра Сергеевича Пушкина: чужак в цыганском таборе Алеко разрывается между любовью и местью.

Оркестр Большого театра
Фото: пресс-служба фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
Оркестр Большого театра

Во втором отделении концерта прозвучит симфоническая поэма Сергея Рахманинова «Колокола», в которой соединились трагический набат из начала Второго фортепианного концерта и торжественные перезвоны из коды Второй симфонии. Композитор прочел перевод стихотворения Эдгара Аллана По The Bells, выполненный Константином Бальмонтом, и написал симфонию. Пугающий колокольный набат звучит как удары судьбы, звонкие бубенцы будто возвещают приход в мир нового человека, а венчальный колокол провозглашает радость — в поэме, завершающей фестиваль «Лето. Музыка. Музей», все важнейшие для композитора музыкальные рефрены органично соединились.

Подготовила Анна Данилина