«Оставить внутреннюю суету». Интервью с режиссером Софьей Горленко
22 июня в прокат выходит фильм «Тонкой нитью» о культуре и быте народов России. Его режиссер Софья Горленко рассказала «Снобу» о документально-художественной импровизации в кино и о том, зачем ехать в российскую глубинку
Вы позиционируете фильм «Тонкой нитью» как документально-художественный. Что это за вид кино?
В массовом создании «документальное кино» — это что-то, снятое трясущейся камерой, или интервью на фоне стены, не предназначенное для проката и вообще очень на любителя. Это обидно. Мы стремимся сохранить документальность происходящего, но компилировать ее с художественными образами, снимать, как снимают полноценное игровое кино, сохраняя при этом образы настоящих людей, их истории, бережно относясь к правде. Есть такое понятие «докуфикшн» (от англ. documentary — документальный, fiction — художественный. — Прим. ред.), наверное, мы ближе всего к нему.
Как снимают такие фильмы?
Мы работаем в постоянном сотворчестве с нашими героями и отталкиваемся от места, где снимали. Заранее продуманы только половина историй, остальное — настоящая киноимпровизация, сюжеты придумывались и создавались на ходу. Для одной из новелл мы вместе с кутюрье Фролом Буримским проводили кастинг среди местных жителей в городе Тотьма. Это было потрясающе. Таких лиц не найти ни в Париже, ни в Милане, ни в Лондоне. Когда-нибудь, надеюсь, мы снимем игровое кино, но и тогда хотелось бы работать с непрофессиональными актерами.
Почему вас волнует тема народной культуры?
Россия — удивительная страна, где сохранилась культура многих народов. Их нужно ценить и хранить. Это можно сделать через художественный образ, который отталкивается от этнографии и народной культуры. В нашем кино мы стремимся замедлить бег в ускорившемся до предела мире, оставить внутреннюю суету, услышать шелест трав, течение реки. Конечно, подобный размеренный темп повествования подходит не всем, но многие люди хотят смотреть такие фильмы.