
Под впечатлением. Семь главных вопросов о русском импрессионизме

Кто был первым русским импрессионистом?
Этот вопрос можно было бы сформулировать немного иначе: «Когда начался русский импрессионизм?» Но ответить на него не так-то просто, поскольку как единое независимое направление в России импрессионизм не состоялся. Но об этом чуть позже.
Первооткрывателями «живописи впечатлений» в России в 1880-е были несколько мастеров. В их числе — Василий Поленов, который внедрял принципы «новой живописи» в свое искусство и педагогическую практику. Одновременно с ним другой молодой художник — реалист и передвижник Илья Репин стал добавлять больше света и воздуха в свои картины. В это же время Василий Суриков экспериментировал с импрессионистическими техниками и увлекался пленэром как самостоятельным жанром.
В работах этих живописцев впервые в России проявляются ключевые черты импрессионизма: изучение природы цвета и света, интерес к этюдам и пленэрам, легкость и свежесть палитры, изображение на картине не сюжета, а впечатления.
Французский импрессионизм повлиял на русский?
Русские художники, безусловно, были знакомы с творчеством своих французских коллег. Одни ездили в Париж и вдохновлялись живописью Моне, Ренуара и Сезанна. Другие бывали в особняке Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке в Москве, где в нескольких залах размещались экспозиции с картинами «впечатленцев». Художник Сергей Виноградов помогал братьям Морозовым в приобретении работ импрессионистов и постимпрессионистов в Европе.
Хотя развитие импрессионизма в России во многом было связано с пленэрной живописью, пришедшей из Парижа, произведения русских мастеров не были заимствованными или вторичными по отношению к французской школе. Например, Константин Коровин, один из ключевых художников русского импрессионизма, с французской живописью познакомился только в 1887 году, но еще до поездки в Париж применял схожие художественные принципы, которые, вероятно, почерпнул у своего учителя Поленова.
«Любя Сезанна и учась у него, я, однако, был далек от желания подражать внешнему виду его холстов. Искусство Сезанна значило для меня обобщать и упрощать, строить краской (цветом), сопоставлять и выискивать контрасты, делать выборку ребер световых и цветных объемов и поверхностей, вылавливать из природы живописные “схемы”, живописную пластику. Оно значило для меня брать вообще за рога, форсировать весь живописный материал, то есть переводить весь зрительный мир на язык острой живописной пластики», — писал в автобиографии художник Константин Юон.
Каких русских художников относят к импрессионистам?
Ключевыми авторами в русском импрессионизме искусствоведы называют Валентина Серова и Константина Коровина, которых можно условно отнести ко второму поколению мастеров этого направления после Репина и Поленова. Именно Серов и Коровин наиболее последовательно изучали и развивали принципы импрессионизма, хотя сами никогда не причисляли себя к этому направлению.
К импрессионистическим методам в разные периоды творчества обращались многие художники конца XIX — начала XX века. На выставке Музея русского импрессионизма собраны произведения очень широкого круга авторов: от Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Специальные разделы посвящены этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского и пленэрным композициям Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. И, конечно, в музее представлены работы Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова и Константина Коровина.
Чем русский импрессионизм отличается от французского?
«Если импрессионизм — это впечатление, то резонно, что в разных странах впечатления у художников рождаются разные», — замечает в каталоге к выставке директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Конечно, на полотнах французов не увидишь снежных крыш Петербурга, ветхих деревянных домиков в приусадебных садах, блестящих на солнце куполов православных храмов или крестьянок в лаптях. Хотя, кстати, на картинах русских мастеров есть парижские бульвары!
Они не только писали другие типажи, сюжеты и пейзажи, но и использовали иные, чем французские коллеги, краски и тональные сочетания, чтобы изобразить серое небо над Фонтанкой, темное дерево избы или дымку вечернего леса.
Особенность русского импрессионизма еще и во включенности художников в объекты своего творчества — как противоположность отстраненной наблюдательности французских художников. В работах часто можно увидеть самого автора: сочувствие к уставшим женщинам на картине Прачки Абрама Архипова, порыв вдохновения от приближающейся весны в «Февральской лазури» Игоря Грабаря, упоение беззаботностью в картине «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова.
И если для французских полотен чаще характерна бессюжетность и отсутствие социального содержания, то картины русских импрессионистов, напротив, ими «обременены».
Что такое «черный импрессионизм»?
Импрессионизм ассоциируется со светлыми, искрящимися красками, и в палитре русских мастеров они, конечно, есть. Но помимо таких полотен куратор выставки, главный хранитель Музея русского импрессионизма Наталья Свиридова, выделяет значительный блок работ под общим названием «Черный импрессионизм» — произведения, написанные в темных тонах.
К такому уникальному типу импрессионизма можно отнести картины Ивана Грабовского, Семена Никифорова, Арнольда Лаховского, Константина Первухина и Станислава Жуковского. Наиболее ярко этот метод проявился в работах Константина Коровина, который писал серый полумрак мастерских, синеву сумерек за окнами ярких комнат, лиловые закатные всполохи на фоне вечернего сада и всегда изображал Париж ночным в свете желтых фонарей.
Почему в России импрессионизм не был единым направлением?
Если во Франции импрессионизм сложился как направление живописи с общими целями и теоретическими положениями, то в России этого не случилось. Несмотря на полувековую историю живописи впечатлений в России, художников, обращавшихся к импрессионистским приемам, не определяют исключительно как импрессионистов, поскольку эти техники были лишь одним из элементов их творческого метода и не применялись последовательно на протяжении всей их карьеры. Исключение составляет лишь Константин Коровин.
Вот еще одно отличие русского импрессионизма от французского — отсутствие группы мастеров-единомышленников, которые поддерживали бы, обсуждали и развивали это направление, отстаивая свой подход к живописи. Мастера, достигшие успеха в этом стиле, зачастую быстро уходили от него в сторону. Тем не менее наследие импрессионизма в России было настолько значительным, что не могло остаться незамеченным.
Как появился термин «русский импрессионизм»?
«Еще в 2015 году, впервые заявив о том, что музею — быть, мы встретились с удивлением зрителей и критики: “Импрессионизм в России? О чем вы говорите? Не может быть, это смешно“», — рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Термин «русский импрессионизм» на тот момент был чуждым, непривычным для русскоязычной аудитории, но появился он задолго до этого.
В 1980 году историк-искусствовед Дмитрий Сарабьянов выпустил книгу «Русская живопись XIX века среди европейских школ». Одна из ее глав называлась «К вопросу о специфике русского импрессионизма», она стала основополагающей в этой теме для его коллег. И хотя автор указывал на смазанность этого явления в России, он описал его ключевые особенности и обозначил мастеров, назвав Константина Коровина «центральной фигурой русского импрессионизма».
С открытием Музея русского импрессионизма термин постепенно устоялся и стал привычен, а выставки, посвященные этому направлению, теперь проходят регулярно в разных городах страны и за рубежом. Узнать больше об особенностях русского импрессионизма можно до 1 июня на выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм».
Подготовила Ольга Богданова