
Конкурс как старт: Хибла Герзмава о вдохновении, ответственности и будущем оперного искусства

Завершился II Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы. Это огромный труд для вас и вашей команды. Какие чувства вы испытываете после завершения такого масштабного проекта? Появилось ли облегчение?
Спасибо! Действительно, это огромная работа. С одной стороны, чувствуется облегчение, но с другой — начинается новый этап. Как только закончился первый конкурс (в 2023 году. — Прим. ред.), мы начали подготовку ко второму. Конкурс — это не просто соревнование, это ответственность за дальнейший путь наших лауреатов. Особенно когда речь идет о конкурсе, который объединяет вокалистов и концертмейстеров. Это двойной труд, ведь нужно обеспечить комфорт и равные условия для всех участников. Мы старались сделать так, чтобы конкурсанты могли сосредоточиться исключительно на музыке. Весь Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко был в нашем распоряжении почти две недели, и это позволило создать комфортную и почти домашнюю обстановку.
Ваш конкурс отличается тем, что концертмейстеры не остаются в тени вокалистов. Почему для вас так важно выделить их роль?
Это первый в мире крупный конкурс такого уровня, где вокалисты и концертмейстеры соревнуются на равных. Я сама пианистка и знаю, как важен концертмейстер для певца. Это 50 процентов успеха. За каждым успешным певцом стоит прекрасный пианист, который вкладывает в работу огромное количество труда, любви и профессионализма. Я хочу поднять статус концертмейстеров, показать престиж их роли, что это не просто аккомпанирующий человек. Участники нашего конкурса должны быть еще и очень эрудированными людьми. Ведь учитывается не только музыкальное мастерство, важно, чтобы зритель мог получать и эстетическое наслаждение. Из нашей истории, например, Важа Чачава и Елена Образцова. Это же прекрасный дуэт. Илья Ивари и Дима Хворостовский — очень красивый тандем, сколько лет они вместе работали! Мы с Катей Ганелиной почти 35 лет на сцене.
Оргкомитет получил почти тысячу заявок на конкурс. Как выбрать лучших из такого количества?
Да, это, наверное, самый грустный момент, что мы могли принять только 40 вокалистов и 25 концертмейстеров. Но и это удалось преодолеть: для тех, кто не прошел отборочный тур, были организованы «Уроки с мастерами», где они могли поучиться у таких профессионалов, как аргентинский тенор Хосе Кура, с которым мы много вместе выступали в Европе. Также были мастер-классы с великолепной пианисткой и коучем из Италии Кармен Санторо, с ней мы в свое время делали такие большие полотна, как «Норма» и «Сила судьбы», и была оперная певица Марина Мещерякова с потрясающей вокальной школой.




Вы упомянули, что для молодых артистов важно не только участие в конкурсе, но и возможность развиваться дальше. Как вы помогаете им в этом?
Во-первых, мы организуем выступления, чтобы их знали и любили на родине. Это важно для их карьеры. Первым стал концерт лауреатов в Мариинском театре, где они выступали с оркестром Мариинки под управлением Валерия Гергиева. Далее у нас очень большие премии — и от организаторов, и от спонсоров, и от членов жюри. Они получают ангажементы на выступления в разных городах и странах, участие в мастер-классах и, конечно, большую финансовую поддержку. Это необходимо молодым людям, чтобы они спокойно развивались, чтобы могли оплатить дальнейшее обучение или работу с коучами и концертмейстерами, выучить новые партии, в конце концов купить достойные концертные платья и костюмы. Сейчас очень высокие требования к артистам: нужно быть талантливыми, звучащими и красивыми. Я это говорю через призму своей жизни, я это тоже когда-то через себя пропустила.
Раньше победы в престижных конкурсах давали шанс на развитие карьеры в том числе и за рубежом, а как сейчас развивается творческий путь победителей музыкальных состязаний?
Я всегда говорю молодым артистам: «Сначала завоюйте любовь на родине, а потом уже езжайте за границу. У вас должен быть надежный тыл». Я сама после победы на Конкурсе Чайковского в 1994 году не уехала сразу, а сначала работала в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Там меня «лепили», как глину, и только потом я была готова к международной карьере. Так что покорить другие страны еще успеется, но для опыта нужно побывать в Европе, причем не просто побывать, а поработать с новыми дирижерами, спеть в разных спектаклях и окунуться в европейскую театральную среду. Там театры устроены иначе, и возможность работать с разными составами солистов и дирижерами, пробовать новую музыку — это бесценный опыт. Конечно, для этого нужны деньги: на визы, проживание, подготовку программ. И наши участники получают это: например, Кармен Санторо организует фестиваль, куда приглашает лауреатов конкурсов, помогает им выучить партии и подготовиться к выступлениям. Марина Мещерякова организует выступления лауреатов в Вене. Главное — не выступать «сырым», а быть готовым к профессиональной работе. Наш конкурс плавно перетекает в фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...», который уже 23 года объединяет артистов по всей стране. Лауреаты ездят с гастролями, их знают, за ними следят, их ждут в лучших театрах. Это большая семья, где все поддерживают друг друга.




