Помяните Вознесенского Андрея. Спектакль «Берегите ваши лица» в «Гоголь-центре»
В «Гоголь-центре» при поддержке Центра Вознесенского прошли премьерные показы спектакля Саввы Савельева «Берегите ваши лица», поставленного по поэтическим текстам Андрея Вознесенского и воспоминаниям Владислава Мамышева-Монро — художника с тысячью лиц, перевоплощавшегося в различных знаменитостей. Повторные показы пройдут 23 и 24 июня. Специально для «Сноба» Светлана Бердичевская рассказывает, каким получился спектакль по протестным текстам великого Вознесенского, написанным более полувека назад, и как они связаны с мастером перформативного искусства Мамышевым-Монро
Свою совесть берегите,
И живите, не робея…
Помяните… помяните
Вознесенского Андрея…
Родом из прошлого
Первым режиссером пьесы стал Юрий Любимов. Он поставил «Берегите ваши лица» еще в 1970 году в Театре на Таганке. Рождался спектакль сложно, так как никаких драматургических законов в тексте Андрея Вознесенского не было. Были просто стихи, выстроенные в довольно хаотичном порядке. Но режиссер придумал необычное решение: работа велась в жанре «открытой репетиции». Он состоял из отдельных сцен, пантомим и этюдов. Любимов «вел» спектакль и в любой момент мог прервать действие: «Давайте этот кусок еще раз пройдем, поактивнее». Всего показов было три. Но спектакль закрыли, признав его «идеологически вредным» для публики, ведь в нем Любимов снова исследовал тему противоречий между государством и обществом.
Долгое время темой восстановления спектакля занимался Леонид Богуславский — известный предприниматель и меценат. Он даже ставил эту пьесу в легендарном Дворце культуры при Московском институте инженерного транспорта (МИИТ), в котором тогда учился на первом курсе.
«Последние несколько лет, — делится Леонид Богуславский в своем видеообращении перед премьерой в ”Гоголь-центре”, — когда Андрея не стало, я пытался найти эту пьесу. Помнил, что на антресолях, в архиве Андрея в какой-то папке был текст. И я потратил очень много времени, никак не мог найти. Потом узнал, что историей этого спектакля много занималась Евгения Абелюк. Я очень ей благодарен, потому что Евгения дала мне экземпляр пьесы, который был у нее. Но самое интересное, что я после этого нашел и свой экземпляр, который оказался на старой даче. Тексты не совпадали! Один первоначальный, а второй оказался “залитованным”».
Кстати, именно Евгения Абелюк, которая руководит Лабораторией по изучению творчества Любимова в Высшей школе экономики, стала автором сценария поэтического перформанса по пьесе «Берегите ваши лица», премьера которого состоялась при содействии и в стенах Центра Вознесенского в январе 2021 года.
Богуславский предложил Кириллу Серебренникову поставить пьесу в «Гоголь-центре». Режиссером выступил Савва Савельев. «Надо сказать, — вспоминает Леонид Борисович, — что с Саввой мы не раз общались, когда он писал либретто. Я пытался вместе с ним расставить какие-то важные акценты насчет личной несвободы: оставаться самим собой, не терять и не подменять свое настоящее лицо».
«Леонид Богуславский проявил чуткость в высшей степени по отношению к той идее, которую я предложил для новой версии спектакля. Он принимал активное участие в создании спектакля, и для меня большой помощью была та степень доверия, которую он проявил к нашим задумкам и всему творческому коллективу», — поделился перед премьерой спектакля в «Гоголь-центре» режиссер Савва Савельев.
Меняться вместе с миром
В основе сегодняшнего спектакля «Берегите ваши лица» не только поэзия Андрея Вознесенского. Это современная трактовка заложенных автором смыслов, попытка увидеть лицо человека XXI века: с помощью силы искусства вести диалог между прошлым, настоящим и будущим. Ключ к осмыслению пьесы в 2022 году — это осознание ценности жизни каждого человека, принятия обществом его индивидуальности. Поэтому новым героем этой истории становится Влад Мамышев-Монро и его опыт диверсификации. Он был художником с сотнями лиц: создавая в прямом смысле из собственного лица полотно, перевоплощался не только внешне, но и внутренне в абсолютно разных людей — Папу Римского, Любовь Орлову, Аллу Пугачеву, Ивана Грозного, но сохранял при этом себя.
Одно из основных прав человека — право на самоидентификацию, на бережное отношение к самому себе. Но и меняться вместе с миром — естественная человеческая потребность. Какие мы были 50 лет назад? Какие мы сегодня? Что заставило нас измениться — какие события? А в чем мы неизменны по-прежнему? Как сохранить свое лицо, коллективно проживая времена трагических перемен? В текстах Вознесенского лейтмотивом звучит вопрос к обществу: как найти настоящее лицо, как не обмануться и не быть обманутым? Эта мысль отчасти перекликается и с тем, что делал Мамышев-Монро, который искал свое лицо через бесконечные перевоплощения в других людей.
Поводом для закрытия постановки в 1970 году в том числе послужили строки песни «Охота на волков», которую на сцене исполнил Владимир Высоцкий. Надо отметить, что это было одно из первых масштабных появлений Высоцкого на сцене с гитарой и песней собственного сочинения. «Охота на волков» стала важным моментом в его актерской и бардовской биографии.
... Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков...
Создать музыку для новой постановки Савва Савельев пригласил питерских музыкантов — группу Shortparis. Они исполнили в том числе свою версию «Охоты на волков» и написали песни на стихи Вознесенского, которые играют вживую на каждом спектакле.
«Я предложил свою форму истерики, эмоционального надрыва. Но Высоцкий нас уделывал одной акустической гитарой! Тогда у нас родилась красивая метафора: мы решили, что вся наша группа — пять совершенно разных музыкантов — превратится в одну большую гитару. Мы упростим все и будем одним боем, одной ладонью, что бьет по гитаре», — вспоминает о работе над премьерным спектаклем солист группы Николай Комягин.
А начинается все с похорон: полумрак, три гроба, три венка, три портрета и много прощальных речей не только в адрес Мамышева-Монро, чей образ здесь расщепляется на три сущности и воплощается на сцене тремя актерами: Александром Горчилиным, Анастасией Лебедевой и Иваном Мулиным.
Здесь хоронят и поэму. Хоронят и искусство...
Затем Профессор (в исполнении легендарного Вениамина Смехова — участника спектакля Любимова) и люди в белых халатах проведут препарирование и этих тел, и вечных, актуальных смыслов, которые сегодня все еще остаются болевыми точками — синяками на лице человека.
Слезы
Не роняйте запоздало:
С возу
Что упало, то пропало.
Поздно
Бегать к маме и в полицию —
Сами
Берегите ваши лица.