«Рассказать просто о сложном». Мила Введенская — о работе над проектом «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
Деятельность художника-экспозиционера сродни работе театрального режиссера. Мы преображаем пространство и размещаем экспонаты так, чтобы создать особую атмосферу и рассказать зрителю историю. Художественное проектирование учитывает множество факторов: оптимальный угол обзора, цветовые и световые решения, взаимодействие предметов между собой, количество экспонатов, одновременно попадающих в поле зрения, и так далее. Экспозиция должна удерживать внимание зрителя, не утомляя его. Это нелегкая задача.
При создании ретроспективной экспозиции в верхних палатах Старого Английского двора XVI–XVII веков в «Зарядье» приходилось учитывать архитектурные нюансы того времени: низкие сводчатые потолки, узкие дверные проемы, небольшие окна и, как следствие, недостаточную освещенность.
В «красном углу» мы разместили увеличенную реплику из царского титулярника, которую выполнила художница Алена Косульникова: портрет царя Алексея Михайловича и герб видны из разных точек выставочного зала, что очень важно для всей концепции выставки. Ведь именно при Алексее Михайловиче началось активное освоение Севера, а из Старого Английского двора стартовали первые экспедиции в Арктику.
В залах представлены не только музейные экспонаты, но и вещи из частных коллекций, например шаманские артефакты — сложные для экспонирования, иногда непонятные и неказистые с виду. Часть предметов (шкурки горностаев, лодочки, которые использовались в ритуалах) мы разместили в деревянной лавке, часть — на огромном столе, который является частью исторического интерьера. Вместо стеклянных колпаков стандартной формы, под которыми обычно размещают экспонаты для защиты от внешнего воздействия, мы использовали стеклянные ларцы, похожие на те, что брали в путешествия купцы и исследователи. Они изготовлены по технологии «Тиффани», используемой при создании витражей: каждый кусочек стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой, затем кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля, фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объемным. Свет, который преломляется на фацетах ларцов, красиво играет на предметах внутри.
В соседнем зале представлены работы художников-авангардистов, малоформатная живопись первого русского художника, побывавшего за Полярным кругом, Александра Борисова, а также национальная одежда нганасанов. Экспозиция рассказывает о влиянии культуры малочисленных коренных народов Севера на художников. Например, авангардисты черпали вдохновение в строгих геометрических орнаментах национальной одежды нганасанов.
В павильоне «Заповедное посольство» выставлены современные художники, представители science-art. Это тоже довольно непростое для экспозиционера пространство: в центре павильона располагается флорариум, который перетягивает все внимание на себя неоновой подсветкой. Но нам удалось органично вписать художников с учетом всех нюансов. Работы Дмитрия Минайлова из расплавленного пластика о жизни насекомых и растений в условиях меняющегося климата не только обыгрывают тему флорариума, но и совпадают с ним по цветовой гамме. Композиции Веры Петровой из живого мха-лишайника в больших стеклянных банках, как и флорариум, представляют собой замкнутую биосистему. Микромир в банках контрастирует с макромиром снаружи. Вся экспозиция гармонично встроена в пространство павильона, а художники дополняют друг друга.