Русские типы, всадники и архитектура Волги — чем интересны дореволюционные фотографии на выставке в ЦВК Béton
Фото вне павильона
Русские дагеротипы сохранились в очень небольшом количестве, поэтому каждый из них представляет особую художественную и историческую ценность. В коллекции Центра визуальной культуры Béton присутствует уникальный стереодагеротип Шнайдера, на котором изображен всадник. Интересно не только то, что это стереодагеротип, но и то, что дагеротипы в тот период, с 1840-х до начала 1860-х годов, снимали в основном в павильоне, здесь же зритель видит уникальный кадр, когда фотограф снимает своего героя вне павильона — всадник на лошади позирует на фоне усадьбы.
Полевая лаборатория
На выставке представлена одна из серий фотографий фирмы Шерер и Набгольц «Строительство моста через реку Оку». Чем интересна эта работа? Она сделана примерно в 1860–1863 годах. Фотограф обращает внимание не на пейзажи, церкви или памятники архитектуры, а на процесс возведения моста. И в серии фотографий эти авторы зафиксировали моменты строительства переправы. То есть в фотографии на ранней стадии проявляется интерес к индустриальным мотивам. На выставке представлена одна из таких работ, хотя в коллекции ЦВК Béton есть еще несколько работ из этой серии. Самое сложное, что в 1860-е годы был мокрый коллодионный процесс, поэтому фотографам, для того чтобы сделать, закрепить и получить изображение на стекле, необходимо было все сделать на месте: от подготовки пластины до проявки. Таким образом, съемка вне павильона превращалась в целую экспедицию, когда фотограф берет с собой не только камеру, но и химию, стекла, воду для промывки, фиксирование изображения. А главное еще после всего этого доехать до своей мастерской и не разбить стекла с изображением. Потому что размер отпечатка — это размер стеклянного негатива, и печать происходит контактным способом, поэтому все оборудование, фотоаппарат огромных размеров, для того чтобы сделать крупноформатный негатив.
Зарождение репортажной съемки
На первый взгляд, казалось бы, очень непримечательная фотография, но дело здесь не только в историческом событии — праздновании 300-летия войска Донского в Новочеркасске в 1870 году. Фотография ценна еще тем, что это начало, зачатки фотографического репортажа. Когда мы сегодня говорим о съемке какого-либо события, мы в первую очередь вспоминаем о фоторепортаже, когда фотограф может запечатлеть какое-то мгновение. А в тот период времени существовал мокрый коллодионный процесс, и съемка события представляла собой довольно сложный процесс: нужно было подготовить пластину, ее проявить, и материалы были с очень небольшой светочувствительностью. Поэтому очень часто съемки проходили либо в солнечную погоду, либо мы с вами видим на изображении движущиеся объекты несколько размазанными, потому что съемки проходили при длительной выдержке. Этот отпечаток интересен как раз с точки зрения развития фотографии по пути фоторепортажа.
Архитектура: городов на Волге
На фото изображен Рыбинск. Съемка интересна тем, что Михаил Настюков проехал по Волге и сфотографировал достопримечательности разных городов. Это было сделано с высочайшим техническим мастерством. Это уникальный материал для истории, для последующих поколений. Но важно еще и то, что эта съемка 1867 года, и это был один из первых прецедентов, когда снимали подобные фотографические серии. Уже гораздо позже, в 1890 году Максим Дмитриев, ученик Настюкова, снимал Волгу более подробно, с большим количеством сюжетов, которые он запечатлел. Но Настюков был первым.
Эстетика архитектуры: неизвестный до Бехеров
На выставке представлена любопытная съемка казарм бригады кавалерийского запаса в Тамбове. Чем интересна эта фотография? Здесь зритель видит четкую техническую съемку, и фотограф преследовал именно эту цель. На нашей выставке представлены четыре фотографии из этой серии, но вся она состоит из примерно 10–12 работ.
Работы привлекают внимание не только тем, что можно узнать, как выглядели казармы в конце XIX века. Во второй половине XX века знаменитые супруги Бернд и Хилла Бехер обратили внимание на промышленные постройки с точки зрения эстетики — это положило начало знаменитой Дюссельдорфской школы фотографии. Неизвестный автор этого снимка, конечно, не закладывал те эстетические смыслы, которые вкладывали супруги Бехер в свои работы, но так получилось, что его работа — это некий предвестник той самой Дюссельдорфской школы, но только в российской фотографии.