Травля в школе, первая любовь и колбаса в обмен на гитару. Театр «Шалом» показал моноспектакль «Жирная Люба»
Еврейский театр «Шалом» представил моноспектакль «Жирная Люба» режиссера Юлии Каландаришвили. Постановка основана на автобиографической повести Олега Липовецкого «Жизнь номер один». Изначально спектакль был спродюсирован Театральным проектом 27 в Санкт-Петербурге, а теперь вошел в репертуар «Шалома». Олег Липовецкий играет в нем самого себя, рассказывая зрителю о своем детстве
Исповедальная интонация спектакля задается исполнителем с первых секунд действия. Олег Липовецкий рассказывает о своем детстве и отрочестве. Ему удается посмотреть на себя со стороны. Это отважный эксперимент: одно дело доверить свои признания бумаге, совсем другое – зрителям в зале. Нужна определенная степень отстранения - такое под силу далеко не всем. Зрителю же вдвойне интересно наблюдать за тем, как успешный режиссер Олег Липовецкий, с недавнего времени худрук театра «Шалом», неоднократный номинант на «Золотую Маску», не стесняясь рассказывает, как в школе его дразнили «Жирной Любой», прилюдно стягивали с него штаны на физкультуре и как он чудовищно страдал из-за лишнего веса.
Бывают такие повествования-откровения, которые навсегда врезаются в память. Автобиографический роман Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вызывает именно такие ощущения: читатель смеется и плачет одновременно. Но главное, что подкупает в такой прозе, — отсутствие фальши. Так и в спектакле Олега Липовецкого – нет ни одной неверно взятой ноты, ни одного преувеличения, недосказанности, наигранности. Тут тоже очень много смешного и в то же время пронзительного, щемящего.
Липовецкий вырос в городке Питкяранта в Карелии, в большой еврейской семье. В спектакле — истории о детском саде, о школьной травле, о каникулах, которые Олег проводил у родственников в Крыжополе и Одессе. И о главном враге, прозвавшем главного героя «Жирной Любой». В тексте повести фамилия Олега — Любашевский, отсюда и возникает Люба. Толстая. Которая ни разу не может подтянуться на турнике.
Рассказывать эту историю Липовецкому помогают подручные средства: светильники, стеклянная доска, на которой он рисует фломастерами, и магнитофон. Актер включает его в самые тяжелые для него моменты, когда слов не уже не хватает, чтобы выразить эмоции. В незамысловатой сценографии спектакля (художник Евгения Платонова) большую роль играет рама в человеческий рост, подсвеченная лампочками. Это своеобразная дверь, обозначающая переход героя из одного состояния в другое: от радости к грусти, от страха к уверенности в себе, от тоски к ликованию, от большого веса к худобе. Да, Олегу удалось победить лишний вес. Окончательно затравленный в школе, он поставил родителям ультиматум: «Я в школу не вернусь, пока не похудею». Тогда мама и папа отправили его на полгода в санаторий, где дети со всего Союза лечились от разного рода недугов строгой диетой и дисциплиной. Там в санатории Олег повзрослел и расцвел. У него появились настоящие друзья, с которыми они создали музыкальную группу «Три товарища», и первая настоящая любовь. Об их романе знал весь санаторий, они неистово целовались и чуть не умерли от разрыва сердца, когда их развозили по домам в разные города.
С этого момента начинается перелом: из толстого еврейского мальчика герой превращается в уверенного в себе подростка. Он ставит на место своего многолетнего обидчика, занимается музыкой, выступает на рок-концертах и даже решается на немыслимое: предлагает распространять в школе презервативы.
И все-таки этот спектакль — не только и столько о преодолении себя, избавлении от комплексов и взрослении. Он в первую очередь о любви к своей семье. Эпизоды, в которых артист рассказывает о своих родных, самые пронзительные. О маме, продавшей на вокзале колбасу, чтобы купить сыну гитару, о строгом, но справедливом отце, о старшем брате, с которым они и дрались, и ругались, и помогали друг другу, о деде из Крыжополя, который летом скупал внуку весь «Детский мир», о бабушке Риве, кормившей внука коржиками.
«Жирная Люба» — спектакль-признание в любви семье. И именно поэтому он так сильно трогает зрителя. Дом в Крыжополе продали, братья из Одессы уехали в Израиль, но те летние каникулы, которые Олег проводил с ними, остались в самых дорогих для него воспоминаниях.