Олег Липовецкий в моноспектакль «Жирная Люба»
Фото: Владимир Постнов
Олег Липовецкий в моноспектакль «Жирная Люба»

Исповедальная интонация спектакля задается исполнителем с первых секунд действия. Олег Липовецкий рассказывает о своем детстве и отрочестве. Ему удается посмотреть на себя со стороны. Это отважный эксперимент: одно дело доверить свои признания бумаге, совсем другое – зрителям в зале. Нужна определенная степень отстранения - такое под силу далеко не всем. Зрителю же вдвойне интересно наблюдать за тем, как успешный режиссер Олег Липовецкий, с недавнего времени худрук театра «Шалом», неоднократный номинант на «Золотую Маску», не стесняясь рассказывает, как в школе его дразнили «Жирной Любой», прилюдно стягивали с него штаны на физкультуре и как он чудовищно страдал из-за лишнего веса.

Бывают такие повествования-откровения, которые навсегда врезаются в память. Автобиографический роман Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вызывает именно такие ощущения: читатель смеется и плачет одновременно. Но главное, что подкупает в такой прозе, — отсутствие фальши. Так и в спектакле Олега Липовецкого – нет ни одной неверно взятой ноты, ни одного преувеличения, недосказанности, наигранности. Тут тоже очень много смешного и в то же время пронзительного, щемящего.

Олег Липовецкий в детстве
Фото: личный архив Олега Липовецкого
Олег Липовецкий в детстве

Липовецкий вырос в городке Питкяранта в Карелии, в большой еврейской семье. В спектакле — истории о детском саде, о школьной травле, о каникулах, которые Олег проводил у родственников в Крыжополе и Одессе. И о главном враге, прозвавшем главного героя «Жирной Любой». В тексте повести фамилия Олега — Любашевский, отсюда и возникает Люба. Толстая. Которая ни разу не может подтянуться на турнике.

Рассказывать эту историю Липовецкому помогают подручные средства: светильники, стеклянная доска, на которой он рисует фломастерами, и магнитофон. Актер включает его в самые тяжелые для него моменты, когда слов не уже не хватает, чтобы выразить эмоции. В незамысловатой сценографии спектакля (художник Евгения Платонова) большую роль играет рама в человеческий рост, подсвеченная лампочками. Это своеобразная дверь, обозначающая переход героя из одного состояния в другое: от радости к грусти, от страха к уверенности в себе, от тоски к ликованию, от большого веса к худобе. Да, Олегу удалось победить лишний вес. Окончательно затравленный в школе, он поставил родителям ультиматум: «Я в школу не вернусь, пока не похудею». Тогда мама и папа отправили его на полгода в санаторий, где дети со всего Союза лечились от разного рода недугов строгой диетой и дисциплиной. Там в санатории Олег повзрослел и расцвел. У него появились настоящие друзья, с которыми они создали музыкальную группу «Три товарища», и первая настоящая любовь. Об их романе знал весь санаторий, они неистово целовались и чуть не умерли от разрыва сердца, когда их развозили по домам в разные города.

Олег Липовецкий в моноспектакль «Жирная Люба»
Фото: Владимир Постнов
Олег Липовецкий в моноспектакль «Жирная Люба»

С этого момента начинается перелом: из толстого еврейского мальчика герой превращается в уверенного в себе подростка. Он ставит на место своего многолетнего обидчика, занимается музыкой, выступает на рок-концертах и даже решается на немыслимое: предлагает распространять в школе презервативы.

И все-таки этот спектакль — не только и столько о преодолении себя, избавлении от комплексов и взрослении. Он в первую очередь о любви к своей семье. Эпизоды, в которых артист рассказывает о своих родных, самые пронзительные. О маме, продавшей на вокзале колбасу, чтобы купить сыну гитару, о строгом, но справедливом отце, о старшем брате, с которым они и дрались, и ругались, и помогали друг другу, о деде из Крыжополя, который летом скупал внуку весь «Детский мир», о бабушке Риве, кормившей внука коржиками.

«Жирная Люба» — спектакль-признание в любви семье. И именно поэтому он так сильно трогает зрителя. Дом в Крыжополе продали, братья из Одессы уехали в Израиль, но те летние каникулы, которые Олег проводил с ними, остались в самых дорогих для него воспоминаниях.