ТВ vs кино. Почему сериалы «подвинут» кинопрокат
История показывает, что лето – традиционное время молниеносных войн и внезапных переворотов. Одной из горячих точек в этом сезоне может стать растерзанная граница между Телевидением и Кино. Началось все с того, что за последние годы малый экран похитил у большого немало режиссеров, актеров и группу лиц, известную как «интеллектуальный зритель». Международные наблюдатели уже не раз выражали обеспокоенность. Не опустеет ли кинематограф без Стивена Содерберга и Дэвида Линча, которые публично сожгли свои паспорта кинорежиссеров? Что будут показывать в кинотеатрах, если все самые сложные фильмы сегодня снимаются для Amazon, HBO и Netflix?
Но наша разведка предупреждает, что это отвлекающий маневр. На самом деле телевидение не собиралось ограничиваться высасыванием ресурсов из кинематографа. Все гораздо хуже: оно намерено захватить кинотеатры! И даты проведения трех ключевых операций на этом фронте уже известны: 28 июня, 31 августа и 1 сентября. Первое сентября...
Пробный удар был нанесен 28 июня – интернет-гигант Netflix выпустил в ограниченном количестве кинотеатров и в собственном онлайн-кинозале фильм «Окча». Это смешливая антиутопия про свинью, корейскую девочку, Тильду Суинтон в брекетах, Джейка Джилленхола в деменции и экотеррористов в фургоне. Некая злая корпорация (не Netflix) выращивает крупных генномодифицированных свиней, чтобы накормить весь мир. Одна из таких свиней, отправленная на воспитание в южнокорейскую деревню, срочно вызвана в Нью-Йорк на казнь на глазах у зрителя. Девочка-пастушка и группа молодых экологов-радикалов пытаются ее спасти. Фильм, несмотря на его бесспорное обаяние, остроумие и тонкое понимание реальности (о чем нельзя рассказать, не раскрыв финал, так что просто поверьте), был освистан в Каннах. Дело в том, что политика Netflix угрожает разрушить как кинотеатральный прокат, так и основы драматургии прокатных фильмов. По словам голливудского продюсера Саши Шапиро (занимавшегося, например, фильмом «Ярость» с Брэдом Питтом), компания уничтожает так называемое окно между выходом фильма в театрах и в интернете. По мнению Netflix, оба события должны происходить одновременно. И поскольку у компании уже есть девяносто семь миллионов подписчиков по всему миру, а только в 2017 году она вложила целых шесть миллиардов долларов в производство контента (больше, чем самые крупные кинокомпании Голливуда, добавляет Шапиро), то владельцы кинотеатров, что называется, выражают обеспокоенность. А еще больше негодуют киноведы, понимающие пропасть между драматургией малого и большого экрана. Зрители Netflix получают фильмы, по сути, бесплатно – ведь они платят ежемесячную абонентскую плату. Поэтому им ничего не стоит переключить канал, если шоу не зацепит их с первой секунды. А в кино пока что действуют другие правила экспозиции – и чтобы сохранить великую культуру коллективного просмотра в театре, Канны прогнали троянскую свинью без призов.
Второй удар по устоям, как ни странно, случится в России: 31 августа в кинотеатры с широкой росписью (больше тысячи залов!) выйдет «Гоголь». Продюсер Александр Цекало и генпродюсер ТВ-3 Валерий Федорович задумали это шоу как сериал-фильм. Идея такая: где-то в 2018-м восемь эпизодов сериала бесплатно покажут на канале ТВ-3, но сперва в конце 2017 года этот же материал в виде сразу четырех (!) фильмов пройдет в настоящем прокате. Один за одним, практически каждый месяц. И шансы предприятия на успех весьма велики. Во-первых, похожий по духу «Вий 3D» до сих пор остается абсолютным чемпионом России по сборам в стартовый уик-энд (опережая не только родных «викингов», но и басурманских «аватаров»). Во-вторых, «Гоголь» неплохо обходится и без чужих костылей: первую серию уже показывали на фестивале «Движение» в Омске, и там она очаровала ваших корреспондентов своим юмором, аппетитом к жизни, обилием обнаженных ведьм и русалок, Александром Петровым с накладным носом и Олегом Меньшиковым в образе Шерлока Холмса. Сюжет: сыщик Гуро (Меньшиков) и начинающий чиновный писарь Гоголь (Петров) едут в Малороссию расследовать странные преступления и коротать вечера на хуторе близ Диканьки. И конечно же, сталкиваются там со всей той нечистью, о которой Николай Васильевич каждому из нас писал.
Российский сериал, между прочим, решил на день опередить Голливуд, потому что там та же революция намечена лишь на 1 сентября. Канадская корпорация IMAX и американская империя Disney обратили внимание, что осенью из кинотеатров (совпадение ли? не думаем) исчезают летние блокбастеры. И какое-то время «аймаксы» стоят неприкаянными и пустыми. Вместе с тем осень – это самый жаркий сезон для сериалов. А раз так, то можно сделать эксперимент и выпустить первые два эпизода нового шоу в суперкинотеатрах как полноценный фильм – и лишь спустя пару недель начать трансляцию на ТВ. Поскольку ничто в мире (если не считать мультфильмов все того же «Диснея») не собирает в прокате больше денег, чем супергерои из вселенной Marvel (тоже интеллектуальная собственность «Диснея»), то пробным шаром станет сериал «Сверхлюди» (Inhumans). Это экранизация комикса с тем же комедийным потенциалом, что и у «Стражей галактики», но с куда большим количеством отсылок к античным трагедиям, чем принято ожидать от книжки с картинками. Опять же успех авантюры предсказан разведкой: в 2015 году IMAX уже очень уверенно показал в кинотеатрах самые эпичные моменты «Игры престолов». Причем речь шла даже не о премьере, а о повторе эпизодов годичной давности – но фанаты все равно сделали кассу.
Если эти три летних маневра завершатся успехом, от сериалов нельзя будет спрятаться нигде. А раз так, то прощай, серьезное кино, и здравствуй, дивный новый мир.Ɔ.