Фото из личного архива
Фото из личного архива

Силуэты, травма, дети

Ɔ. Вы с детства знали, чем хотите заниматься?

Быстро понял, что стану мотоциклистом, а точнее, мотогонщиком. По телевизору видел, а главное — ходил на традиционные мотокроссы в родной Коломне, смотрел, как гоняют взрослые мужики. Вот эти их силуэты в голове застыли. Четко понимал: мне это нравится.

Ɔ. На соревнования водили родители?

С папой ездил. Он всю жизнь занимался техобслуживанием машин, а параллельно ездил на фурах. В семье ни одного мотогонщика не было, но все меня поддерживали. Разумеется, родители переживали, но при этом видели: я помешан на этом на сто процентов, ни дня не проживу без этого спорта. Я же постоянно рисовал летающих мотогонщиков дома и на уроках, перечитывал одни и те же мотожурналы, все статьи наизусть знал.

Лет в тринадцать я получил серьезную черепно-мозговую травму: упал с высоты, даже не в тренировочных условиях, а по дурости. Не знаю, кома была или нет, но я долго был без сознания — час, может. Очнулся с легкой потерей памяти. Врач мне рассказывал, что случилось, и в голове у меня вырисовывалась картинка. Наконец все осознал и в лоб спросил: «Заниматься-то дальше смогу?» Все врачи переглянулись, вышли в коридор и сказали родителям: «Если мальчик встанет на ноги, пойдет далеко». После такого родители любого ребенка поседели бы. Я бесконечно благодарен им за то, что тогда не запретили мне снова сесть на мотоцикл. Сейчас я сам отец и понимаю, каково было моим родителям.

Ɔ. Отцовство многое в вас изменило?

Ожидал, что поменяется намного больше. Мне все говорили: вот теперь заработает инстинкт самосохранения. Да, ответственности прибавилось, приоритеты расставлены чуть по-другому, но не думаю, что рождение дочери Вики в 2013-м повлияло на спортивные результаты. Даже наоборот, в 2014-м я выигрывал этапы чемпионата мира. Может, еще один стимул появился. С учетом графика не получается проводить с Викой столько времени, сколько хочется, но на тренировки она ездит постоянно.

Нищеброд, металл, машина

Ɔ. Как можно вырасти в одного из лучших мотофристайлеров мира в Коломне?

Честно скажу: родись я не в Коломне, не было бы таких результатов. Провинциальная жизнь свободнее столичной. У нас все под рукой, мы сами регулировали свое время. Тренировочный парк — в десяти минутах от дома. Клуб — в пятистах метрах от трека, где хранится вся техника. Даже если погода плохая — сел на велосипед, поехал крутить педали по любым дорогам. Есть дела — поехал в Москву, она совсем рядом. Если бы мне пришлось всю жизнь ездить только на одном треке, выбрал бы коломенский, который мы сами построили в 2005-м. Это и сейчас самая большая площадка в стране.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ɔ. Вы сказали, что FMX — это дорого. Как удалось позволить себе занятия этой дисциплиной?

Родители никогда не могли позволить себе покупку кроссового мотоцикла. Но отец в Польше нашел у гонщиков старые мотоботы, и я занимался в них несколько лет. Мама ушивала экипировку, а когда совсем рвалась, покупали в два раза большего размера.

Подростком стал подрабатывать, помогал отцу в сервисе. Работал на строительном рынке: продавал материалы, плитку, клей. В обеденный перерыв разгружал фуры — неплохое физвоспитание и дополнительный заработок.

Те нищебродские времена послужили запалом.

Ɔ. В итоге за карьеру вы сменили 15 байков, так?

Если не больше. В среднем — один мотоцикл в сезон, а то и больше. Фристайл-мотокросс — щепетильная дисциплина, тут все должно быть идеально. Из-за банальной усталости металла стараюсь менять мотоцикл если не каждый год, то через год.

— Перемещаться с такими гигантскими мотоциклами — отдельное приключение?

— У нас все тяжелое: мотоциклы, подставки, канистры, инструменты, экипировка в гигантских сумках. Когда едешь на мероприятие, все должно быть на своем месте, поэтому автомобиль становится твоим помощником. Для этих целей использую Toyota Tundra. В машине я провожу очень много времени, поэтому ценю в ней качество и надежность.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Кино, бизнес, турбулентность

Ɔ. Как может зарабатывать человек, который связал жизнь с экстримом?

Фристайл-мотокросс — это как профессиональный спорт, так и шоу, даже шоу-бизнес. Как и в любой другой коммерческой дисциплине, у каждого спортсмена есть своя «стоимость», которая определяется его уровнем и достижениями. Приезжая на соревнования или показательные выступления, он получает определенную ставку. Неважно, чемпионат мира это или Moscow City Games или любое другое мероприятие.

Если у тебя есть мозги, можно зарабатывать чем-то помимо соревнований. Есть мысль, например, открыть в Коломне батутный центр или что-то вроде этого. Чтобы местной молодежи было чем заняться.

Кроме того, у меня есть порядка 15 партнеров, сотрудничество с которыми подкреплено финансовыми контрактами, такие как Red Bull, Motul, Alpinestars. Кто-то помогает стаффом, кто-то — экипировкой. Недавно начал сотрудничество с Toyota, теперь нет проблем с автомобилем.

Ɔ. Как часто вас можно увидеть не в экипировке, а в деловом костюме?

Моя жизнь — это не только гонки. Мне нужно встречаться с деловыми партнерами, обсуждать с ними всевозможные проекты, убеждать их в том, что наши идеи выстрелят и будут востребованы. Бизнес-встречи подразумевают соответствующий внешний вид, так что от деловых костюмов не уйти, даже если занимаешься экстремальным спортом. В такие дни нужен автомобиль, который может произвести впечатление перед встречей, а после — позволить морально отдохнуть и подготовиться к следующим переговорам. Но даже сейчас бизнес-костюм порой не так привычен, как гоночная экипировка!

Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Ɔ. Самое страшное, что исполняли на мотоцикле?

Я первым в стране делал бэкфлип (сальто назад). Помню, построили поролоновый бокс — по аналогу европейцев, но примитивный — такое огромное корыто, куда можно падать вместе с мотоциклом. Пробовал сначала на велосипеде, затем на маленьком мопеде, а потом уже на мотоцикле. Первые попытки — совершенно дикие: заехать на высокую вертикальную стенку и перевернуть тяжелый мотоцикл вместе с собой — это непросто. И на голову приземлялся, и на бок, мотоцикл отбрасывал, чего только не было — но в итоге приземлился на колесо. В 2014-м я выполнил самое длинное сальто — на 35 метров, это было просто мегастрашно!

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Ɔ. Ваш самый знаменитый трюк — прыжок через грузовик. Как вы это сделали?

У нас в команде есть «Х-проект»: атлет придумывает идею, а компания-партнер помогает воплотить ее в жизнь.

Я давно хотел сделать что-то нестандартное и крутое. Видел, как камазисты на «Дакаре» прыгают с бархана на бархан, и решил совместить. Слетал в Набережные Челны на полигон, затем многократный победитель «Дакара» Владимир Чагин прилетел уже на мою тренировочную базу. Померили шагами, где и что можно сделать. На следующий год подготовили площадку, насыпали примерный трамплин — долго мучились, не могли подобрать правильные углы для десятитонного грузовика, который приземляется то на передние колеса, то на задние. Машина пролетает по 10–20 метров на приличной скорости — не шутки!

Потом встал вопрос, смогу ли я перепрыгнуть грузовик? Сам он три метра высотой, еще метра на три-четыре вверх он выпрыгивает — и вот я вижу, как он взмывает передо мной, а за ним, как за стеной, не видно абсолютно ничего! Ни приземления, ни скорости не ощущал. Вообще не понимал, задену я машину или нет. Смотрели в объектив, прикидывали на глаз: вроде не цепляю. Сначала делали простые прыжки крест-накрест — удачно. Но когда настала пора делать сальто… Хорошо помню: лечу вверх ногами, моя голова — в паре метров от этой фуры, а от нее идет мощный турбулентный поток. Реально страшно!

Ɔ. Вы снимались в кино. Вам понравилась эта работа?

Даже несколько раз. Дублировал актера в «Путевом обходчике», это фильм ужасов. Спускались куда-то глубоко вниз, в заброшенное метро, надо было проехать на мотоцикле по ступенькам, по шпалам. В другой раз мне нужно было перепрыгнуть взрывающиеся грузовики. Снимали у меня в парке, в Коломне. Название фильма не помню, может, он и не вышел даже. Я и сам не любитель таких ролей: все-таки это работа для каскадера, а мы — спортсмены. В этом году я участвовал в благотворительном забеге Wings for Life World Run в качестве водителя кетчер-кара Toyota Prius и снимался для него в рекламном ролике. В этом видео мне нужно было объяснить участникам «правила игры», и получилось довольно эмоционально, особенно учитывая, что ехать мне нужно было со скоростью 15 километров в час.Ɔ.

Узнать больше о Toyota Camry >>>