![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале
Жоан Рибас уловил дух времени и попытался нащупать новые связи между изображением, словом и значением, появившиеся в век четвертой индустриальной революции. Слегка копнул в прошлое, чуть-чуть заглянул в будущее, но сосредоточиться решил на настоящем.
Первое видео, встречающее посетителей экспозиции, — фильм «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер: немое кино открывает тему индустриализации, обозначенную в названии фестиваля и, кажется, сразу закрывает. Рабочие ушли. Фабрика, как и наш Приборостроительный завод, — удачные декорации происходящего, взывающие к памяти.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e4/5e/e45eeb4963e8b8358e2a287fdf5e73f6ddfe55ce522a06572416d1b926fe40f3.jpg)
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/db/d5/dbd5a4f263df5544c89227f1cbd4220b495d68fbac943756ee2456dac4356292.jpg)
Другое важное произведение первого этажа также обращено к прошлому, но советскому. Московская художница Александра Паперно создала тотальную инсталляцию — своеобразный памятник повседневности, социалистическому быту и досугу. Паперно воссоздала три комнаты «хрущевки» в соответствии с резолюцией компартии 1955 года «По устранению излишеств в проектировании и строительстве», стены комнат покрыла обоями со схематичными изображениями людей и разметкой, которая указывает отведенные им сантиметры в пространстве.
Этажом выше типовыми схемами представлен результат работы австрийского философа, социолога и экономиста первой половины XX века Отто Нейрата. В середине 1920-х годов он возглавлял команду специалистов, разработавших наглядную международную систему представления информации — изотип. В 1931 году Нейрат посетил Москву, чтобы обучить этому языку советских инженеров и дизайнеров. Стилистика редуцированных иконических изображений стала основой для современной инфографики, дорожных знаков и стикеров в мессенджерах.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/14/3e/143eaf101142e2498332ce4790a2e63dfbf4034891273edf833bbaea69731196.jpg)
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/49/b3/49b3180e8c96389db2cff6a6ceb8a6cce4831d347e519d38a049ed411ae3efa4.jpg)
Собственные изотипы придумал Евгений Гранильщиков: серия «шестидесятнической» графики под названием «Гравитация (6 мая)» посвящена тем, кто пострадал от дубинок полицейских. Изображенные на бумаге тела, разваливающиеся на части, изломанные насильственными действиями и художественной линией, говорят громче и понятнее любых букв.
Вторит этой работе проект краснодарской группировки «ЗИП». Их плакатная графика отсылает к авангарду, а перформанс, дополняющий иллюстративный ряд, также посвящен языку тела, актуальному для митингующих. ЗИПы разработали язык политическо-хореографической зарядки, урок которой на открытии биеннале дала московская художница Светлана Исаева. На выставке экспонируется видеодокументация перформанса.
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/05/19/0519f58eb048d27ab5fcdd5a9114f747323359465d455eacc968c75003f96f3c.jpg)
![Фото предоставлено пресс-службой](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d7/af/d7af3cedbfe5678ca99c9796640f734e6dc91ce74c526377770465209a968596.jpg)