Матильда. Киносценарий, часть третья, заключительная
Автор сценария ~ Александр Александров
90. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОРЫ. ДЕНЬ.
Директор Императорских театров Иван Карлович поднимается по лестнице Большого театра, проверяя, все ли в порядке. По пятам за ним следует его ассистент Виктор.
ИВАН КАРЛОВИЧ: В Большом всегда чем-то пахнет. Если на коронационном балете будет пахнуть от труб, меня повесят на первой осине!
Ассистент громко чихает, будто бы подтверждая слова Ивана Карловича.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Ну, вот видите, вы чувствуете.
Иван Карлович трогает ветки пальмы и морщится.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Ой, боже, боже, надо как-то освежить!
Навстречу ему с лестницы спускается музыкант, настраивающий скрипку.
ИВАН КАРЛОВИЧ (музыканту): Не надо, голуба моя, не пиликайте перед началом представления! Это может раздражать публику.
Видит, что несут корзины с цветами.
ИВАН КАРЛОВИЧ (взбегая по лестнице): Куда несете? А, правильно, да, давайте-давайте, правильно, у зеркала! Поставьте у зеркала. Вот так, очень хорошо. Свободен, голубчик. Боже, лишь бы не пахло! (Ассистенту.) Освежите.
Ассистент тут же опрыскивает все освежителем воздуха, который он держит в руках.
К Ивану Карловичу подбегает оперная дива.
ОПЕРНАЯ ДИВА: Иван Карлович!
ИВАН КАРЛОВИЧ (беря ее за руку и спускаясь с ней по лестнице): А сама-то величава, выступает, словно пава! Все поет, не говорит, а во лбу звезда горит!
Оперная дива улыбается от удовольствия.
ОПЕРНАЯ ДИВА (нараспев): После концерта меня пригласили в ложу великого князя!
ИВАН КАРЛОВИЧ (тоже поет): Не называйте имен!
ОПЕРНАЯ ДИВА (поет дальше): И выказали превеликое удовольствие!
Иван Карлович заталкивает ее в дверь и оборачивается к ассистенту.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Заберите ее от меня!
Ассистент на роликах бросается за ним.
91. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.
ПРИЕМНАЯ. ДЕНЬ.
Страдальчески минуя заполненную просителями приемную, Иван Карлович устремляется в свой кабинет.
92. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.
НА ВХОДЕ. ДЕНЬ.
Пьерина Леньяни спускается по лестнице, замечает внизу Матильду. Остановившись у зеркала, щипает себя за щеки, чтобы добавить румянца.
Снизу, запыхавшись, бегом поднимается по лестнице Матильда. Леньяни простирает руки к сопернице с притворной улыбкой и заключает ее в свои объятия. Обе стараются не испортить прически и макияж.
ЛЕНЬЯНИ: Маля! Я на тебя обижена! Ты заставила меня плакать! Ты в «Эсмеральде» такая трогательная, такая... ах! Твой арабеск... белиссима! (Прикладывая платочек к глазам.) Я реву!
Матильда вздыхает и собирается идти дальше, но Леньяни преграждает ей путь рукой.
ЛЕНЬЯНИ (продолжает): А все вокруг на меня смотрят.
МАТИЛЬДА: Мне пора одеваться.
Отталкивает руку Леньяни.
ЛЕНЬЯНИ (вслед Матильде, между делом): А ты разве танцуешь?
Матильда резко поворачивается, меняя направление своего движения, и бежит вниз по лестнице. Леньяни довольно смотрится в зеркало и поправляет шляпку.
93. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.
Иван Карлович прихорашивается перед зеркалом, прикладывая красную ленту к своему белому костюму. В его кабинет с криком вбегает ассистент.
АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!
ИВАН КАРЛОВИЧ: Что там такое? Поправьте, голубчик! Что? (Показывает на плечо.) Вот здесь, здесь. Ну что там случилось?
Ассистент поправляет ленту.
АССИСТЕНТ: Кшесинская в театре.
ИВАН КАРЛОВИЧ (по-прежнему глядясь в зеркало): Очень хорошо... Как в театре?!
АССИСТЕНТ (с круглыми от ужаса глазами): В театре!
ИВАН КАРЛОВИЧ: Задержите ее! Виктор! Виктор! Любыми путями!
АССИСТЕНТ (убегая): Хорошо!
Иван Карлович начинает судорожно что-то искать среди бумаг на столе.
ИВАН КАРЛОВИЧ (раздраженно): Где это! Что это! Где это все! Так...
Наконец находит свои очки, надевает их. Снимает телефонную трубку, набирает номер.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Соедините с полковником Власовым. Владимир Львович, да, да. Ко мне идет украшение нашего балета. Я вас умоляю!
ВЛАСОВ: И что вам нужно?
Кшесинская в это время срывает афишу около кабинета Ивана Карловича, на которой зачеркнуто ее имя. Вихрем влетает в кабинет.
ИВАН КАРЛОВИЧ (в трубку): Что мне нужно? Сотню казаков! Артиллерию! А еще лучше – пришлите ко мне конвой и заприте меня в Петропавловской крепости. (Замечает разъяренную Матильду.) Матильда Феликсовна, очень хорошо, что вы пришли! (В трубку.) Да. Я вам перезвоню.
МАТИЛЬДА (бросая в Ивана Карловича сорванную афишу): Почему я не танцую сегодня?
ИВАН КАРЛОВИЧ (убаюкивающим голосом): Голубушка моя, всякий от меня требует своего удовлетворения. Но удовлетворить всех невозможно. Удовлетворение одного, к сожалению, влечет за собой обиду другого. Что ж мне остается еще, милая моя, голубушка моя...
МАТИЛЬДА: Я буду танцевать!
ИВАН КАРЛОВИЧ (жестко и громко): Нет! (Поднимается.) Вы не будете танцевать! Главная партия одна, и она отдана госпоже Пьерине Леньяни. Гости коронации хотят видеть ее знаменитые на весь мир фуэте.
Матильда подскакивает к Ивану Карловичу и начинает его трясти.
МАТИЛЬДА: Кто вам приказал? Кто вам приказал?!
Иван Карлович едва может дышать. Так же неожиданно Матильда отпускает его.
МАТИЛЬДА (спокойно и уверенно): Я буду танцевать. Чего бы мне это ни стоило.
94. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.
В кабинет Ивана Карловича, который только что покинула Матильда, влетает ассистент.
АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!
Иван Карлович, застывший в одной позе от пережитого напряжения, постепенно приходит в себя. Сильно закашливается.
АССИСТЕНТ (продолжает): Иван Карлович, вам плохо?
Но кашель Ивана Карловича переходит в беззвучный смех.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Нет, мне хорошо. Вот это да!
Иван Карлович все никак не может отдышаться. Его снова охватывает приступ кашля.
АССИСТЕНТ (бросаясь к графину): Воды!
Раздается звонок телефона. Ассистент бросает графин с водой и кидается к аппарату. Подносит его Ивану Карловичу. Директор кладет руку на телефонную трубку, не снимая ее.
ИВАН КАРЛОВИЧ (шепотом): Власов. Меня точно уволят.
Решительно отталкивает звонящий телефон.
ИВАН КАРЛОВИЧ (твердо): Одеваться! Пусть все идет, как идет.
95. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОР. ДЕНЬ.
Власов быстрым шагом идет по коридорам. За ним следует офицер с докладом.
ОФИЦЕР: Весь театр обыскали, господин полковник. Пока не нашли ее.
ВЛАСОВ: Странно. Искать!
96. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.
А на сцене – балет. Множество балерин в черных и белых пачках, украшенных огоньками, с диадемами на головах, исполняют свой танец. Близится выход примы-балерины. Иван Карлович контролирует процесс. На сцену бежит еще одна партия балерин.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Красавицы, красавицы! Улыбочка! Жемчуг! Ну, ну, светимся изнутри.
Подъезжает ассистент.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Где она? Где она? Мне что, самому на сцену выходить? Леньяни сюда!
97. ИНТ. ГРИМЕРНАЯ – МГНОВЕНИЯ СПУСТЯ.
Князь Владимир врывается в гримерку Леньяни, хватает приму в объятия и резко целует.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (хрипло): Вот и птичка прилетела, прилетела!
Он сгребает отбивающуюся Леньяни в охапку, тащит в дальнюю комнату.
ЛЕНЬЯНИ: Мне на сцену! Ты сошел с ума. Я же танцую «невесту»!
Князь ногой захлопывает дверь.
98. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ГРИМЕРНАЯ ЛЕНЬЯНИ. ИНТ. ДЕНЬ.
В гримерную уверенно заходит Матильда. Она слышит шум из дальней комнатки. Запирает дверь, за которой скрылись любовники.
Раздается призыв на сцену из коридора: «Госпожа Леньяни, на сцену!» Леньяни прикрывает уста князю Владимиру.
ЛЕНЬЯНИ: Уже иду! Баста! Баста! (Князю.) Любовь моя! Баста!
Матильда снимает шляпку и платье. В запертую дверь уже начинают ломиться. Матильда быстро надевает костюм «невесты».
Леньяни не понимает, почему дверь не открывается.
ЛЕНЬЯНИ (оглядываясь на князя): Ваше Высочество!
Князь подбегает к Леньяни. Пробует дверь.
ЛЕНЬЯНИ: Это она!
Леньяни вырывает ручки двери с корнем. Матильда уже одета, завязывает на лице маску и выбегает из гримерной Леньяни, хлопнув дверью.
99. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.
Иван Карлович не находит себе места за кулисами, вздыхает, волнуется.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Боже мой, боже мой, боже мой.
Иван Карлович вздрагивает от голоса Власова.
ВЛАСОВ: Как идут дела?
ИВАН КАРЛОВИЧ: Прекра... превосходно!
Мимо пробегает стайка балерин.
ИВАН КАРЛОВИЧ (Власову): Ой-ой-ой, вас сейчас задавят... А почему же до сих пор не в ложе? Сейчас будет выход мадемуазель Леньяни, и вы все пропустите! Прошу вас, прошу, пойдемте.
Пытается развернуть Власова назад, но не выходит.
ВЛАСОВ: Именно этого я и хочу – ничего не пропустить. Скорей бы уже закончился этот балет!
100. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.
Матильда пробегает мимо помощника директора. Тот принимает ее за Леньяни.
АССИСТЕНТ: Мадемуазель Леньяни, вас ищет Иван Карлович! Вас зовут на сцену!
101. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.
Матильда в костюме невесты, отворачиваясь и пряча лицо, спешит на сцену. Пробегает мимо Ивана Карловича.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Госпожа Леньяни, сколько...
Когда остается уже один шаг, ее подхватывает Власов.
ВЛАСОВ: Я вас ждал (резко разворачивая ее к себе лицом), Матильда Феликсовна!
Балерина изо всех сил сопротивляется.
ИВАН КАРЛОВИЧ: Давай! Все, держу! Держу-держу-держу!
В этот момент мимо пробегает Леньяни в костюме «черной жемчужины».
ЛЕНЬЯНИ (Матильде): Шлюха!
Потом оборачивается, показывает ей фигу.
ЛЕНЬЯНИ (продолжает): Вот тебе, а не невеста!
ИВАН КАРЛОВИЧ: На сцену! На сцену!
Власов передает жертву Ивану Карловичу, а сам устраивается рядом в кресле.
ВЛАСОВ: Только держите ее покрепче, эту лженевесту. А я наслажусь настоящей.
102. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.
Леньяни замирает на сцене, наслаждаясь восторгом зала. Николай в ложе разочарованно вздыхает.
103. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.
ИВАН КАРЛОВИЧ (Матильде, шепотом): Толкни меня!
МАТИЛЬДА: Что?
ИВАН КАРЛОВИЧ: Толкни меня, дура!
Матильде не нужно повторного приглашения. Она толкает Ивана Карловича, тот картинно падает на Власова.
ВЛАСОВ: Раззява!
104. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.
«Невеста» выбегает на сцену и оказывается рядом с «черной жемчужиной».
105. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.
В зале напряженное недоумение – к фуэте готовы приступить почему-то две балерины. Публика едва ли не хором считает синхронно выполняющиеся вращения.
106. ИНТ. БОЛЬШОЙ ТЕАТР – ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ДЕНЬ.
В царской ложе Большого только три человека: Николай, Александра Федоровна и Мария Федоровна. От осознания того, кто находится на сцене рядом с Леньяни, Мария Федоровна теряет дар речи.
Николай не отрывает бинокля от глаз.
АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА: Позволь мне.
Николай передает ей бинокль. И как только взгляд Николая теряет свою силу, балерина страшно оступается и с размаху падает на сцену.
107. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ИНТ. ДЕНЬ.
Николай ахает.
НИКОЛАЙ: Маля!
Николай срывается с места, порывается покинуть ложу.
МАРИЯ ФЕДОРОВНА: Ники!
Пораженная Александра Федоровна не смеет шевельнуться. Николай выбегает из ложи. Александра тоже встает и уходит.
108. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.
А Леньяни с радостью докручивает свои тридцать два фуэте.