Режиссер Андрей Смирнов: Иногда сотрудничество с государством несет репутационные издержки
Ɔ. Site specific — жанр, который предполагает, что театральная труппа задействует в спектакле площадку, на которой играет; площадка становится как бы темой для постановки: например, на заброшенном заводе постановщики пользуются естественными заводскими «декорациями». Вы работаете только в этом жанре?
Чистым site specific мы занимаемся 10 лет: Liquid Theatre часто приглашают в странные места, для которых предлагают что-то сочинить. Но мы сочетаем свою работу с постановками на традиционных театральных площадках. Бывает, что спектакли перетекают из site specific на сцену. Например, для «Пикника Афиши» мы сделали спектакль «Антидот» про офисных клерков, которые сошли с ума и безумно вели себя в парке. Спектакль получился хорошим, со временем он перекочевал на театральную сцену. Сейчас мы его уже не играем. Были вещи, которые придумывались только для сцены, но в итоге части спектакля или весь спектакль переносился в новое неадаптированное пространство и превращался в site specific.
Ɔ. Вы в большей степени пластический театр?
Нет, просто текста как такового в наших постановках меньше, чем в классических спектаклях. Мы используем текст как дополнительный музыкальный инструмент, действие в наших спектаклях не базируется на развитии драматических диалогов. Но бывают исключения: спектакль «Теперь ты знаешь», который мы сделали специально для Community Stage (креативное пространство в центре Москвы: библиотека, бар, ресторан и зрительный зал. — Прим. ред.), — редкая для нас постановка, в которой довольно много текста.
Ɔ. В какую сторону развивается ваш театр?
Нужно уточнить, что планомерное развитие нам несвойственно. Наше развитие — это цепочка авантюр, в которые мы ввязываемся, они нас и формируют. Мы беремся за проект, из которого получается нечто, что и дает нам определенный опыт. Например, когда я оказался в Community Stage, то почти сразу понял, что спектаклю, который будет поставлен в этом пространстве, необходим текст. Как будет дальше — не знаю. Опыта пока мало, мы сыграли «Теперь ты знаешь» всего пару раз.
Ɔ. Каждый раз вы подходите к созданию спектакля с нуля? У вас нет заготовленных конструкций — как делать спектакль на одну тему, а как на другую?
Очень многие вещи, которые я понимаю про будущий спектакль, приходят ко мне в первый час моего присутствия в месте, где мы будем играть. Этот час, по плотности мыслей и идей, дает мне намного больше того, что происходит потом. Инструментарий каждый раз меняется, все создается с нуля, и это не только в site specific — в классических постановках так же.
Ɔ. Как изменился Liquid Theatre за время своего существования?
Мы создали Liquid Theatre в 2004 году. Чтобы понять, чем это тогда было, нужно вспомнить, что происходило в российском театре в то время. В 2003 году появился Театр.Doc, в 2004 году — мы, через полтора года — театр «Практика». Больше независимых коллективов не было. Последние 10 лет мы базируемся на фабрике на Бауманской, где 10 лет назад располагалась легендарная площадка «Актовый зал». Толпы народа приходили туда посмотреть на диковинные штуки вроде иммерсивных спектаклей, современного танца, актуального кино, выставок и панк-концертов. Мы играли спектакль «Ликвидация», за который позже получили «Золотую маску» — для Москвы это было очень странное действие: на 600 квадратных метрах фабрики, при полной темноте, когда в разных точках пространства появлялся свет и на его фоне актеры что-то делали. Реакция зрителей была от истерики до полного восторга.