Фильмы, основанные на реальных событиях, — одно из величайших изобретений человечества. Прежде всего, можно от души покритиковать создателей за пренебрежение исторической правдой и неуважение к участникам событий. Например, здание Президиума Академии наук, эффектно возвышающееся на заднем плане в одной из сцен «Движения вверх», начали строить через пару лет после всей этой истории (а закончили вообще в 1990 году). Или вот бакенбарды у баскетболистов — они, конечно, присутствуют, но выглядят как-то жидковато для начала 70-х. Да и усов некоторые персонажи недосчитались.

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

Но главное достоинство таких картин — то, что можно смело пересказывать сюжет и выдавать финал, не опасаясь плача спойлерофобов и их зубовного скрежета. Наверняка есть люди, которые не слышали, как в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года сборная СССР по баскетболу за три секунды доставила мяч от своего кольца к чужому, вырвав победу у американцев. Однако уже рекламная компания «Движения вверх» должна была свести их число до минимума.

Собственно говоря, история той игры всегда была готовым сценарием. Назначенный вместо великого Гомельского новый главный тренер Кондрашин, к которому с некоторым скепсисом относились и болельщики, и спортивные начальники. Сын Кондрашина, больной церебральным параличом. Александр Белов, у которого обнаружили саркому сердца. Модестас Паулаускас, литовец, который, похоже, действительно не слишком любил советскую власть. Вообще весь многонациональный состав сборной, где еще играли быстроногие певучие грузины, добродушный белорус и близорукий казах, был словно придуман для большого экрана. И это не говоря о самом факте победы над американцами, не знавшими поражений на олимпиадах. На аналогичный сюжет в Голливуде в свое время сняли фильм «Мираж на льду» — о том, как зимой 1980 года сборная США, составленная из студентов, обыграла непобедимую «Красную машину». Даже в русском переводе названия (в оригинале Miracle, то есть «Чудо») слышится какое-то недоумение: американцы тогда действительно совершили невозможное — так же, как и советские баскетболисты в 1972-м.

Победа получилась правильная: героическая, но корявая, эффектная, но до сих пор оспариваемая проигравшей стороной. И все-таки именно победа и кажется здесь лишней

В общем, учитывая успех «Легенды №17» (сценарист Николай Куликов участвовал в создании обоих фильмов), было бы даже странно не экранизировать такую историю. Хотя, конечно, без художественного вымысла все равно не обошлось: например, о болезни Белова, от которой он умер шесть лет спустя, тогда еще все-таки не было известно. В итоге, кстати, вдовы Владимира Кондрашина и Александра Белова даже подали в суд на кинокомпанию «ТриТэ». Причины их возмущения, тем не менее, несколько загадочны: на оскорбление памяти баскетболиста эта вольность никак не тянет, а другого криминала (не считая безобидной и едва ли выдуманной контрабанды) в картине, кажется, нет. Тем не менее в результате скандала тренера Кондрашина пришлось переименовать в Гаранжина, а невеста Белова превратилась из Овчинниковой в Свешникову.

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

Однако во всем остальном «Движение вверх» кажется весьма достоверным — авторам и деваться-то некуда от этого реализма. Тренер действительно приводит в сборную новых игроков — милого Едешко или героико-комический дуэт Коркии с Саканделидзе, — находит подход к строптивым звездам, добродушно кричит в раздевалке: «Расправьте крылья, страусы!» — и не перестает думать об оставшемся дома больном сыне. Спортивные функционеры действительно то помогают, то вставляют палки в колеса, постоянно названивая в Москву. И комментатор Нина Еремина действительно объявляет на всю страну о нашем поражении, когда вдруг выясняется, что для сборной СССР еще не все потеряно.

Однако как раз кинематографичность истории, на которой основан фильм, и становится главным недостатком «Движения вверх». В сущности, она вся состоит из сплошных штампов: и тренер-новичок, и его больной ребенок, и смертельно больной игрок, и потенциальный невозвращенец — вся эта историческая правда кажется чересчур голливудской. Даже сам матч, в котором мы сначала уверенно опережаем соперника по очкам, потом за три секунды до конца допускаем роковую ошибку и все-таки побеждаем за мгновение до финальной сирены, кажется слепленным по старым и поднадоевшим лекалам. Так в фильмах про единоборства герой уверенно начинает решающую схватку, но оказывается на полу и тем не менее находит в себе силы отправить противника в нокаут.

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

Режиссер Антон Мегердичев, конечно, справляется со всеми этими прописями на отлично (ну, иногда на «четыре с плюсом»): герои живут, слезы текут, шутки работают и комические персонажи вроде уличных баскетболистов вполне на своем месте. Да и сам баскетбол снят изумительно, за что отдельное спасибо оператору Игорю Гринякину, работавшему на «Адмирале», «Высоцком» и «Территории». Правда, финты, броски и прыжки выглядят несколько акробатично, но Мегердичев и не скрывает, что хотел показать игру более эффектной.

Есть надежда, что теперь, когда истории наших самых громких побед уже экранизированы, кто-нибудь выпустит и фильм про поражение — про прекрасных героических неудачников

Однако, несмотря на всю красоту, происходящее кажется уж слишком хрестоматийным. Несколько спасает положение сама история этих последних трех секунд: из-за технических проблем финальный отрезок пришлось играть три раза, и две первые попытки попасть в кольцо закончились для наших неудачей. Поэтому, кстати, американцы так и не признали результаты той игры, отказавшись получать серебряные медали. В общем, победа получилась правильная: героическая, но корявая, эффектная, но до сих пор оспариваемая проигравшей стороной.

Фото: «Централ Партнершип»
Фото: «Централ Партнершип»

И все-таки именно победа и кажется здесь лишней: фильму очень пошло бы на пользу, если бы сборная проиграла. Чтобы все жертвы, на которые шли тренер и игроки, оказались напрасными — по крайней мере, на первый взгляд. Поскольку штампы, конечно, штампами, но главные победы у героев произошли еще до того, как начался отсчет этих трех секунд. Кто-то вышел на паркет, несмотря на болезнь, кто-то отказался от сытой жизни в Европе, а кто-то преодолел свою чиновничью трусость. Однако жизнь глупее искусства, поэтому наши все-таки победили — ничего не поделаешь. Правда, есть надежда, что теперь, когда истории наших самых громких побед уже экранизированы, кто-нибудь выпустит и фильм про поражение — про прекрасных героических неудачников. Впрочем, у нас впереди чемпионат мира по футболу — может, и не придется ничего специально снимать.