Главное в истории Джоэла Сарторе даже не то, что он обратил внимание всего мира на исчезающих с лица земли животных. А то, что самым важным проектом Джоэл обязан худшему периоду своей жизни.

Фотографировать вымирающих животных он начал после того, как у его жены обнаружили рак.

До всех этих работ вы много лет были фотографом, причем тоже снимая животных. Получается, что именно личные обстоятельства заставили вас задуматься о настоящем смысле вашей профессии?

Когда мне было сорок два, у меня серьезно заболела жена. И вместе с этим я вдруг словно услышал тиканье часов — почувствовал, что и мое время на исходе. У нас же всех ограниченный запас дней, и я решил использовать свои по полной. Я оглянулся вокруг и понял, что я единственный, кто фотографирует редких, вымирающих животных. Никого в мире это больше не волновало. И я решил, что это будет моей работой — сделать так, чтобы мир обратил на них внимание. Сейчас мне 55, и мне стоит поторопиться. Ведь сколько еще времени у меня есть в запасе? Пятнадцать продуктивных лет?

Главная цель именно в этом? Обратить наше внимание?

Да, на проблему вымирания животных, на ценность популяций, на важность сознательных покупок. Глобальная цель — заставить людей подумать о чем-то кроме Ким Кардашьян и цен на бензин. Вместо того чтобы выбирать красивое место для ужина, подумайте один раз о чьих-то жизнях. Эти животные дают нам возможность обратить внимание на то, что у нас еще есть время, чтобы их спасти.

Вы помните момент, когда почувствовали, что у вас получилось привлечь это внимание?

Честно говоря, нет. Наоборот, мне еще не удавалось добиться отклика, к которому я стремлюсь. Понимаете, в мире ведь вымирают миллионы особей. И ничего из того, что я смогу сделать, не будет достаточной для них помощью. В этой работе ты никогда не сможешь почувствовать удовлетворение. Да, созданные мной совместно с ООН проекции на стенах Ватикана, Всемирного торгового центра и Эмпайр-стейт-билдинг или мое фото на обложке National Geographic — это фантастика. Но это маленькие шаги, которые ведут к таким же крошечным изменениям. Кажется, потребуется лет двадцать, чтобы люди вообще задумались об этой проблеме. Но я с самого начала знал, что это медленный процесс. И поэтому… просто продолжаю идти.

У фотографов есть известный совет: «Никогда не делай снимки детей и животных. Они всегда получаются хорошо, а значит, ты ничему не научишься». Чему вы научились благодаря животным?

Терпению. Для этих снимков его требуется много. А еще тому, что животные очень умны. Уж точно не глупее нас, а некоторые даже умнее. Ведь они не разрушают планету. А мы — да. И еще они так открыто проявляют эмоции: вот они злятся, вот они играют, вот они радуются, а вот грустят. Они сознательные существа, у них такие же эмоции, как у нас. И они стоят того, чтобы их спасти. Эти животные заслужили право на существование.

Какая у вас любимая часть работы?

Завершение процесса. Я не шучу. Мы не хотим подвергать животных стрессу в ареале их обитания, поэтому обычно стараемся отснять все быстро и в безопасности. Просто закончить съемку и вернуться домой. Работы на самом деле так много, что я действительно радуюсь, когда ее заканчиваю. Тут нет ничего общего с развлечением.

Помните свои по-настоящему неудачные снимки?

О, таких много. Мы ведь полностью зависим от животных. Если они все время плавают, сделать хорошую фотографию довольно трудно. Или животное может поворачиваться ко мне спиной на протяжении всей фотосессии. Некоторые особи игривы и прямолинейны, другие стеснительны и закрыты. Большинству из нас легко установить контакт с приматами и животными с большими глазами. Визуальный контакт — вот что работает для нас, людей. Так что мы делаем портреты, смотря животным в глаза.

Раз уж мы заговорили о визуальном контакте — уверен, что вы много общаетесь с посетителями выставок. Часто от фотографов я слышал о том, насколько сильно отличаются идеи, которые они закладывают в работы, от того, что увидели люди. Иногда люди воспринимают все прямо противоположным образом. Какую реакцию увидели вы?

Это не политика, тут людям не о чем спорить друг с другом и отстаивать свои взгляды. Им просто нравятся красивые животные. Некоторые снимки кажутся людям смешными, другие — серьезными. Но, надеюсь, тут найдется что-то, чтобы зацепить каждого. И каждое новое животное — это же возможность привлечь нового зрителя. И не только обратить внимание, но и заставить действовать: спасать природные зоны поблизости от своего дома, уменьшить загрязнение природы, не удобрять газоны и сады химикатами. Обратить внимание на то, как мы тратим деньги, ведь, покупая что-то, мы тем самым говорим: я одобряю то, что ты делаешь. И вот в этом наша сила и возможность действительно изменить мир — к лучшему или худшему.

Я знаю, что не все попытки привлечь внимание стали успешными. Какие-то особи исчезли с лица земли уже после публикации ваших снимков…

Примерно десяток. Одна особь в год. И хотя эти цифры будут увеличиваться, я не погружаюсь из-за этого в депрессию. Конечно, мне это не нравится, меня это печалит. Но у меня много других детей, о которых нужно позаботиться. Наша цель — не отдельные особи, а спасение целых популяций. Те, что уже вымерли, — это мотивация для нас. Наш способ показать людям, что это серьезно: «Посмотрите на этих прекрасных созданий, неужели вы не хотите спасти остальных? Большинство из них по-прежнему с нами!» В каком-то смысле мы просвещаем людей. Ведь они никогда не влюбятся в этих животных, если не увидят их своими глазами.

…Но вопрос остается прежним: вы верите, что есть способ спасти все оставшиеся виды?

Это зависит от того, скольких людей затронет выставка или публикация. Найдутся ли среди посетителей или читателей активисты и люди с деньгами, которые смогут подхватить идею. А так… Свою часть работы я сделал. Теперь все зависит от вас — от того, насколько хорошо вы сделаете это интервью!

Автор: Александр Мурашев