Эксперименты на людях ужасны. Не потому, что они жестоки — это как раз не обязательно, — однако они позволяют узнать о людях такое, чего знать не хочется. А согласно принятым в науке правилам игры, закрывать глаза на результаты чисто поставленного опыта запрещено. Вот и крутись как знаешь.

Вот, к примеру, один такой опыт. Детям шести-семи лет показывают кукольный спектакль: один из персонажей хороший, он дарит детям игрушки, а другой плохой, жадничает. Потом появляется третий персонаж, просто воплощенное зло: ничего не делает, только лупит палкой первых двух. Детям предлагается выбор: стать свидетелем ужасного избиения или отказаться от просмотра, получив в награду прикольный стикер.

Опыт этот поставили не какие-нибудь мизантропы, а психологи из Германии. Они прекрасно знали, что детям — да и взрослым, и даже многим животным — свойственно испытывать сострадание и избегать зрелища чужих мучений, даже если это тряпичная кукла. Но эта естественная реакция подавляется, когда страдающий известен своим антисоциальным поведением — тогда это уже не невинные муки, а справедливое возмездие, этим не грех и полюбоваться.

И дети не подвели немецких психологов: когда избиение грозило хорошей и щедрой кукле, они предпочли не смотреть на это и получить стикер. Зато наблюдать за наказанием злодея-жадины все охотно согласились, даже ценой материального ущерба.

Ровно тот же опыт был проделан и над шимпанзе в лейпцигском зоопарке. Вместо тряпичных кукол было два служителя: один давал обезьянам еду, другой отнимал. Когда затем приходил третий персонаж и понарошку бил служителей палкой, обезьяны охотно смотрели за наказанием мерзавца (для этого им приходилось открывать тяжеленную дверь) — а вот на муки служителя-лапочки смотреть отказывались и даже протестовали громкими криками.

Это исследование вовсе не о том, что человеческие дети жестоки, как звери. Оно о том, как давно в процессе эволюции приматов сформировались психологические механизмы, стабилизирующие социум. Один из таких механизмов — представление о справедливости и, как следствие, о возмездии. И если в применении к современным людям это кажется довольно спорным приобретением, когда-то именно оно помогло нам стать людьми — общественными созданиями, отличающими добро от зла и серьезно к этому отличию относящимися. Хотя, конечно, сейчас мы могли бы уже двинуться чуть дальше.

О том, что немного мы все же продвинулись, говорит работа ученых из Джорджии. Они заставляли своих подопытных играть в классическую игру «голубь и ястреб». В этой игре каждый из двух играющих выбирает свою стратегию — бороться или уступить. Если один выбрал «бороться», а другой «уступить», первый получает большую награду, второй маленькую. Если оба решают бороться, награды вообще не положено. Если оба уступают, оба получают понемножку.

В теории игр есть понятие «равновесия Нэша» — это ситуация, когда ни один из участников не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию. Для описанной простейшей игры равновесие Нэша незатейливо: один игрок должен выбирать борьбу, другой уступку. Именно к такому решению и приходили после нескольких раундов испытуемые американских психологов — макаки-резусы и капуцины. После пары проб и ошибок более крутая обезьяна становилась главной, выбирала стратегию ястреба и все время получала большую награду, а другая примирялась со своей подчиненной ролью и небольшим вознаграждением, ведь стоило ей выбрать «борьбу», как она вовсе оставалась без награды, а такие обломы запоминаются. Достижение обезьян не надо преуменьшать: большинство других животных даже и такого равновесия Нэша найти не могут.

Но только одна группа испытуемых — люди — продвинулись чуть дальше. Они находили то единственное равновесие Нэша, которое, при максимальном выигрыше, равно удовлетворяет обе стороны.

Вы уже догадались, как надо играть? Ну конечно: надо попеременно выбирать «борьбу» и «уступку», чтобы выигрыши двух игроков чередовались! Только мы, из всего животного мира, можем найти в этой игре настоящее кооперативное решение.

Возможно, и остальные проблемы нам постепенно поддадутся. Если нет — придется гордиться тем, чего уже достигли.

Эта заметка была впервые опубликована в еженедельнике «Окна», литературном приложении к израильской русскоязычной газете «Вести».