Кольцо насилия
Ночные кошмары, флешбэки и чувство одиночества — вот главные симптомы посттравматического стрессового расстройства. До недавнего времени считалось, что подобное чаще всего переживают жертвы насилия и ветераны военных действий. Но есть еще одна категория людей, о которой говорят очень редко, хотя они в большом количестве сталкиваются с жестокостью, — это члены банд и криминальных группировок.
Существует взаимозависимость между травматическими переживаниями и участием в группировке. Травма увеличивает вероятность вступления в банду, а участие в ней увеличивает риск развития новой травмы и усугубления старой. Когда молодой человек становится членом группировки, он подвергается такому же насилию и виктимизации, которые привели к его первичной травме ранее.
Как и детей-солдат Судана, членов банды часто принуждают к совершению насилия против других людей — в качестве обряда посвящения, во время «войн» за территории или по другим причинам. Обряды посвящения достаточно часто сопровождаются сексуальным насилием, а новые члены банды могут и сами стать его жертвой.
В одном из британских исследований о связях членства в группировках, насилия и психического здоровья психиатр Джереми Койд и его коллеги сравнили психологические особенности трех категорий добровольцев: мужчин, не склонных к насилию; склонных к насилию, но не состоящих в бандах, и участников группировок. Как и ожидалось, среди мужчин, склонных к насилию, и тех, кто участвует в бандах, намного чаще встречаются различные проблемы — психотические расстройства, тревожность, депрессия, а также зависимость от алкоголя и наркотиков.
Среди участников банд было больше всего наркозависимых (57,4%) и социопатов (85,8%) (социопатия — расстройство личности, при котором человеку свойственны агрессия, манипуляция и эксплуатация других людей). Один из критериев, по которому диагностируют социопатию у человека, — это случаи насилия, которому он подвергался в возрасте до 15 лет.
Насилие среди молодых людей свойственно не только участникам банд: 75% молодых людей, у которых при задержании находили ножи, не состояли в преступных группировках. В британском Министерстве юстиции заявляют, что за 2015–2016 годы самым распространенным преступлением среди молодежи было насилие против личности. Это подводит нас к проблеме будущего психического здоровья огромного количества молодых людей, причастных к преступлениям, но даже не состоящих в бандах.
Вывод прост: пора обратить внимание на проблему насилия среди молодых ребят, если мы не хотим в будущем столкнуться с целым поколением людей, переживших насилие в отношении себя и совершивших его в отношении других людей, что, несомненно, оставило глубокие психологические шрамы.
Оригинал текста опубликован на сайте проекта The Conversation.
Грейс Робинсон — специалист по девиантному поведению подростков и аспирант британского Университета Эдж Хилл