Пока вы читали это предложение, вы потеряли клиента. И еще одного.

Ваш бренд используют конкуренты — нагло и, вероятно, уже достаточно долго. Многие предприниматели даже не знают, кто использует их репутацию в сети и к каким последствиям это приводит.

Рассмотрим ситуацию на примере. Организация «А» обращается к специалистам по продвижению интернет-сайтов и просит увеличить посещаемость сайта через выдачу в поисковиках. При этом есть организация «Б», которая обладает известным брендом, например, зарегистрированным товарным знаком, и продает аналогичные товары. «Специалисты-продвиженцы» включают в код страниц сайта организации «А» наименование бренда организации «Б». В результате человек, набирая в строке поиска название бренда организации «Б», получает в выдаче поисковой системы ссылку на страницу сайта «А».

Если потребитель из-за этого просто теряет время и, возможно, немного нервов, то вы, как обладатель бренда организации «Б», вполне вероятно, уже потеряли львиную долю своих клиентов, потому что они уже бороздят океаны интернет-пространства, минуя ваш продукт. Но с этим можно и нужно бороться.

«Паразитирование» — это использование чужой репутации для повышения интереса потребителей к продукту

SEO (search engine optimization, поисковая оптимизация) — это повышение видимости сайта в поисковиках. «Паразитирование» — это использование чужой репутации для повышения интереса потребителей к продукту. «SEO-паразитирование» осуществляется несколькими методами:

  • включение чужого наименования в HTML-код — код разметки страниц, необходимый для отображения сайта в интернет-браузерах;
  • использование чужого наименования в контекстной рекламе.

Проблема в том, что сегодня такие методы продвижения сайтов стали нормой и всюду применяются. Но вы, как правообладатель бренда, можете обратиться в антимонопольную службу и в арбитражный суд. Если коротко, то доказать необходимо следующее:

  • факт использования вашего бренда;
  • экономический ущерб от использования вашего бренда;
  • факт смешения товаров (услуг) в глазах потребителей.

Возникают два вопроса: можно ли получить компенсацию и если да, то в каком размере. Во-первых, да, можно взыскать компенсацию, но нужно отметить, что это возможно, если ваш бренд — зарегистрированный товарный знак или представляет собой название места происхождения товаров (например, «Ивановский текстиль» или «Башкирский мед»). Отвечая на второй вопрос, отмечу, что самый простой вариант — заявить о взыскании компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (п. 4 ст. 1515, п. 2 ст. 1537 Гражданского кодекса РФ).

Даже если вы ввели в строку поиска название своей компании или продукта и в выдаче поисковика нашли ссылки на конкурентов, бежать в суд и поспешно предъявлять требование о взыскании 5 миллионов не стоит, потому что суд определяет размер компенсации, исходя из таких обстоятельств, как: продолжительность использования вашего бренда, размер убытков, кратность нарушения и т. д. Если поспешить, то вместо компенсации можно получить расходы по оплате государственной пошлины, услуг юристов и экспертов.

Проблема взыскания компенсации в таких нарушениях будет решена, только если сами обладатели брендов будут проявлять достаточный интерес и активность

Но если прекратить использование вашего наименования через Антимонопольную службу не очень сложно, то с вопросом о взыскании компенсации, которым занимается суд, не все так просто. Чтобы это сделать, придется очень постараться, потому что суды не считают использование, например, товарного знака в HTML-коде способом адресации (способом попасть на конкретную страницу), а это единственное условие использования бренда, которое на данный момент могут применить правообладатели в качестве основания для иска.

Первое дело, решение по которому было вынесено в 2010 году Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, о нарушении исключительных прав на бренд (в рассматриваемом деле — на товарный знак) закончилось для правообладателя успешно: исковые требования были удовлетворены, а действия по использованию бренда в составе HTML-кода сайта признаны незаконными.

Прошло достаточно времени с момента принятия этого важного для российского бизнес-сообщества решения, а вопрос о защите исключительных прав на бренд в интернет-среде так и остался открытым. Проблема взыскания компенсации в таких нарушениях будет решена, только если сами обладатели брендов будут проявлять достаточный интерес и активность.

В каждом конкретном случае важно подходить к фактам очень внимательно. Необходимо проанализировать, как часто ваше наименование используется в качестве запроса в поисковиках, собрать доказательства (протокол осмотра сайта нотариусом, а в некоторых случаях и экспертиза, пояснения специалистов и т. д.), определить длительность правонарушения, частоту показов (если мы говорим о контекстной рекламе), сравнить выдачу поисковой системы при вводе наименования нарушителя и вашего наименования и многое другое.

Относитесь с вниманием к своему бренду, и результат не заставит себя ждать.