«Я другая Крофт», — дважды, для особо непонятливых, повторяет новая Лара. Не заметить этого трудно — понятно, что второй Анджелины Джоли нет и быть не может. Энджи в своих лучших ролях всегда была чуть больше, чем человек, и в современных фильмах про супергероев для нее уже нет места. Бэтмен, Человек-паук, Джеймс Бонд — всех их в последние годы старательно очеловечивают, словно не замечая, что убивают чудесных картонных персонажей и роют могилу самому жанру. Киноиндустрию погубит не харассмент, а чрезмерная страсть к реализму: кажется, в Голливуде теперь тестируют фильмы на полотерах из «Я шагаю по Москве», которые, не зная, что сказать умного, сетуют на отсутствие правды характеров.

Претенденток на роль новой Лары Крофт, последний фильм про которую вышел 15 лет назад, в благословенном 2003-м, подарившем нам «Халка», «Пиратов Карибского моря» и «Сорвиголову», хватало. Было бы неплохо, конечно, посмотреть, как бегает по лесам Эмилия Кларк в тесной майке, но, во-первых, ее и так многовато в блокбастерах последних лет (скоро появится еще и «Хан Соло» с ее участием), а во-вторых, возразить против кандидатуры шведки Алисии Викандер, вроде бы, и нечего. Прекрасная девушка и замечательная актриса, к тому же действительно напоминающая Лару Крофт из видеоигры образца 2013 года. Обладательница «Оскара», Алисия очеловечила компьютерную расхитительницу гробниц точно так же, как другую свою героиню, женщину-робота в фильме «Из машины», но весь этот психологизм и реализм оказались здесь катастрофически неуместны.

При этом в первой части фильма Викандер выглядит абсолютно органично: ее Лара отказывается получать наследство, поскольку для этого нужно признать мертвым — а значит, символически убить — отца, пропавшего семь лет назад, и потому работает курьером, развозя по Лондону индийскую еду, чтобы свободное время позволять себя душить брутальным девушкам на ринге ММА. Даже полная несколько извращенного эротизма сцена, где она, оставляя за собой ярко-зеленый след, мчится по Лондону с привязанным к багажнику велосипеда лисьим хвостом, а ее преследует пара десятков разгоряченных молодых людей, участвующих в этих странных гонках с призом в шесть тысяч фунтов, смотрится на одном дыхании.

Проблемы начинаются, когда Лара Крофт находит ключ к потайной комнате отца, оказавшегося не только лордом и бизнесменом, но и охотником за сокровищами. Пользуясь его подсказками, смышленая дочь узнает координаты острова, куда отец отправился в свою последнюю экспедицию, и начинает его поиски. Однако, попав в эту Страну Чудес, героиня Алисии остается слишком настоящей, даром что все декорации остались от старых фильмов о Ларе Крофт — если даже не от Индианы Джонса. Гробница японской императрицы-колдуньи, ржавый самолет над водопадом, кровожадные бандиты на необитаемом острове, пещера сходящего с ума Бена Гана — в сочетании с простоватым сценарием и не очень продуманными поступками персонажей все это напоминает лучшие образцы жанра. Даже волшебный помощник героини (Дэниэл Ву из сериала «В пустыне смерти»), который, ударившись после кораблекрушения о землю, превращается из пропойцы в мускулистого бойца, разящего врага лопатой и автоматом, оказывается абсолютно кстати. Правда, в главном злодее иногда проглядывает, что-то человеческое — особенно, когда бородатый герой Уолтона Гоггинса жалуется, что уже семь лет торчит на этом скалистом острове в поисках какой-то могилы, — однако он быстро берет себя в руки и принимается палить из пистолета во все стороны. Так что новой Ларе там совершенно не место: начав действовать, она напоминает безумца в парке развлечений, который выкалывает глаза пиратам, отрывает головы скелетам и острым ножом распарывает от хвоста до зубастой пасти разноцветных драконов.

Претензий к норвежскому режиссеру Роару Утхаугу, по большому счету, нет. Забавно, конечно, узнавать здесь куски его предыдущих фильмов — буйство морской стихии из «Волны» или бег девушки по лесам (с непременным бревном, перекинутым через пропасть) из фильма «Пленница. Побег», — но отчего бы ему и не показать себя в Голливуде с лучшей стороны? Беда новой «Лары Крофт» в другом — в полном отсутствии юмора. Может, это, конечно, какая-то фирменная скандинавская мрачность — учитывая происхождение актрисы и режиссера, — но шуток в фильме нет совсем, что для такой истории полная катастрофа.

К тому же, если отнестись к картине с полной серьезностью, к чему нас так старательно подталкивают, вырисовывается довольно странная картина. Понятно, что возрождение Лары Крофт произошло на волне популярности других боевитых героинь — Чудо-женщины, Черной вдовы, Кэтнисс из «Голодных игр», — многие из которых тоже отчего-то вооружены луком со стрелами. (Забавно, что и Чудо-женщину в детстве, и четырнадцатилетнюю Лару Крофт сыграла одна и та же актриса, Эмили Кэри). Однако женщина в Ларе Крофт неожиданно оказывается не столько борцом за справедливость и защитницей угнетенных, сколько ангелом смерти и частью силы, что вечно хочет добра, но творит зло. Лара, руководствуясь самыми лучшими намерениями, только и делает, что вредит делу своего отца, из-за чего погибает масса людей, в том числе и хороших. Японская императрица, чью гробницу все старательно ищут, даже после смерти может убить миллиарды одним своим прикосновением, хотя сама этому не рада. А в конце фильма обнаруживается еще одна злодейка, которая, скорее всего, тоже мечтает о светлом будущем для всего человечества — о ее намерениях мы, видимо, узнаем в следующей серии.

Сложно сказать, было все это коварным планом создателей фильма, борющихся против эмансипации, или все получилось совершенно случайно, но им, в любом случае, не стоило в погоне за реализмом пытаться похоронить старую глупую сказку. Кто знает, какая еще напасть может вылезти на свет из этой могилы?