Top.Mail.Ru

TASS_4124151.jpg

Андрей Пронин:Михаил Угаров. Жизнь

Редакционный материал

Театральный критик — о том, каким был знаменитый режиссер

3 Апрель 2018 9:45

Забрать себе

Смешно звучит, однако он был пенсионером. Формально ему было 62, а он ворчал в кулуарах на нынешних организаторов драматургического конкурса «Любимовка», который сам когда-то основал. Ворчал: ну что это за пьесы, это же винтаж, прошлый век, так нельзя сегодня писать. Он был молодой и остро интересовался сегодняшним днем. А еще он делал день завтрашний. Маленький негосударственный «Театр.doc», где Угаров был худруком, оказался застрельщиком множества важных трендов современного российского театра. Отсюда вышли многие лучшие режиссеры — от Волкострелова до Гацалова.

Угаров был сильным человеком: он напористо проталкивал в жизнь все свежее и небанальное, не тушевался, когда критики с кислыми лицами брезгливо пожимали на это плечами. Не стеснялся в выражениях, когда надо было защитить что-то, что казалось ему важным. Ему принадлежит огромная и, безусловно, первая роль в том, что сегодня мы имеем корпус сильных и разных современных русских пьес. Еще 20 лет назад казалось, что русская драматургия чахнет на корню, но за дело взялся Угаров, и все изменилось. Он пестовал чужое как свое, как будто не ведая, что такое зависть и ревность.

Фото: Павел Смертин/ТАСС

Он был смел. Когда власти недвусмысленно намекнули, что «Театр.doc» с его неподцензурными спектаклями о смерти Магнитского и «Болотном деле» неугоден, другой бы испугался, затаился, смылся за границу. Но Угаров с единомышленниками с наглостью благородных разбойников переезжали с места на место, снова и снова натыкаясь на внезапные отказы арендодателей и абсурдные противопожарные санкции. Натыкались — и продолжали переезжать. Спектакли игрались непрерывно. Смелость потребовалась и чтобы выступить против кумира салонных «борцов с режимом» Петра Павленского, когда актриса театра Угарова пожаловалась на сексуальное насилие со стороны модного акциониста. На политические моды Угарову было плевать: он хотел быть на стороне чести и истины.

А еще он был отличным драматургом, чувствовавшим язык и актуальную поэтику времени. Сравните «Оборванца», «Облом-офф» и «24+». Трудно поверить, что это написал один человек, и ведь все эти вопиюще разные тексты чертовски талантливы.

Про молодых, сильных, смелых и талантливых трудно писать некрологи. Весть о скоропостижной кончине Угарова сначала показалась неудачной первоапрельской шуткой. Но, как ни странно, жизнь Угарова в русской культуре только начинается. Бывает, пишешь некролог маститому лауреату госпремий, орденов и почетных грамот — и про себя отмечаешь: как ни прискорбно, но вскоре об этом дедушке забудут. Угаров сделал слишком много, чтобы оказаться в забвении. Вместо унылого рефрена «он был» пора сказать «он будет». Он будет на страницах учебников по истории литературы и театра, будет вдохновлять на новые пьесы и спектакли, будет в работах его учеников и последователей. Еще поживем, Михаил Юрьевич, еще не вечер!

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Основатель «Театра.doc», режиссер и драматург Михаил Угаров скончался в возрасте 62 лет, сообщили представители его театра в ночь на понедельник, 2 апреля
Художественный руководитель московского «Театра.doc» Михаил Угаров заявил, что его не выпустили из России по распоряжению ФСБ

Новости партнеров

Британский Драматург Том Стоппард вступился за «Театр.doc», который по решению московских властей выселяют из здания театра