Все новости

Фото: Центр имени Вс. Мейерхольда

BIG.jpg

Фото: Центр имени Вс. Мейерхольда

Нина Агишева

Грустные танцы: повесть Михаила Угарова на сцене Центра Мейерхольда

Редакционный материал

В Москве прошла премьера киноповести «Море.Сосны», поставленная учениками бывшего руководителя «Театра.doc»

15 Сентябрь 2018 11:53

Михаил Угаров считал, что современного героя можно разглядеть только из будущего: «Вот послезавтра наступит, и мы скажем: герой был Вася. Только Вася уже умер. Сегодня о нем гадать бесполезно». Был, как всегда, абсолютно прав, потому что теперь таким героем стал он сам, и люди, не входившие в ближний круг «Театра.doc», вдруг остро осознали, что рядом с ними жил и бурлил океан, почти как на Солярисе, а они видели верхушечку айсберга, уважали «доковцев» и им сочувствовали, но в театре бывали нечасто, привычно кивая Мише и Лене при встрече: «Привет». — «Привет». Вроде как политический такой маргинальный театр, а есть большие сцены, актеры, премьеры. И вот теперь Миши и Лены нет, и их маргинальное на глазах становится главным, необходимым и основополагающим. И все уже рассуждают об угаровской ноль-позиции (актерская манера, предполагающая «не-игру») и вертикальном и горизонтальном искусстве: стройная теория, гениально придумано! И идет в ошеломленном и потрясенном зале читка их с Леной Греминой дневниковых записей, а Марина Давыдова со своей командой выпускает целый номер журнала «Театр», посвященный одному Угарову, — и там не только воспоминания, но и подробное описание его собственной театральной системы, повлиявшей, как теперь стало понятно, на всю современную сцену. Уверена, что номер этот станет бестселлером, потому что читается как театральный роман  нового времени: есть там и открытия, и любовь, и страдания, и смерть, и такая подлинность бытия, которую в театре сегодня и не встретишь. И все кидаются искать и читать его (их) пьесы, а ученики Угарова выпускают спектакль по его киноповести «Море.Сосны». Говорят, что ему неловко было ставить собственные пьесы, он мечтал снять фильм по этой повести, но не успел, снял другую прекрасную картину — «Братья Ч» по сценарию Лены Греминой. Теперь Саша Денисова поставила «Море» в Центре имени Мейерхольда, и мы смотрим на происходящее там и из 2009 года, когда он написал повесть, и из 2018-го, когда его уже нет. Поэтому там два героя — отдыхающий в Сухуми по профсоюзной путевке инженер из Ленинграда Виктор и драматург Михаил Угаров.

А само действие разворачивается в 1964 году на Черном море, и это принципиально важно. Как чрезвычайно важны трусики и купальники образца 1960-х (где их только раздобыли?), развешенные на веревке, допотопный транзистор и прочие атрибуты времени, которые и образуют реальную человеческую жизнь, единственную и неповторимую в каждом своем мгновении. Первые же реплики, беседа будущих отдыхающих в поезде, напоминают вербатим — не зря автор говорил, что разговор двух теток у палатки проясняет ему картину действительности лучше, чем все рассуждения о переустройстве мира. Такая бытовая, лексическая и смысловая точность почти ошеломляет. А дальше развивается авантюрный роман: скучный семейный Виктор влюбляется в официантку Лику, которая, как всем известно, никому не дает, и они, эти искатели приключений эпохи оттепели, отправляются странствовать по побережью, не думая ни о чем, как бывает только в молодости. Живут в палатках вместе с хиппующими парнями и девушками, наслаждаются морем и жизнью, познают мир, пока не оказываются в известной организации (рядом все-таки граница!), откуда Лику уже не выпускают из-за дурацкой шутки.

В спектакле все перемешано: времена, потому что мы узнаем о судьбах героев в старости, реплики действующих лиц и авторские ремарки, которые читают одни и те же артисты, роли, так как на каждого исполнителя их по несколько. Его верные доковцы и играют: Ольга Лапшина, Алексей Юдников, Игорь Стамм, Валентин Самохин и другие.

Ноль-позиции у самого автора не получается — в какой-то момент в это привольное течение жизни врываются и трагедия, и философия: «Что делала  моя страна с их молодостью и красотой? Она их вываривала, как вываривают белье в баке. Армия. Институт. Работа. Свекровь и теща. Детский сад для ребенка. Детская поликлиника. Милиция. И делалась ли она сама (моя страна) красивее и моложе от того, что высасывала до капли их молодость?» В то же время он никого не осуждает: ни тех, кто презрительно зовет аборигенов «обезьянами», ни шофера-насильника, который все равно совсем скоро умрет от паленой водки, ни ставших яростными «крымнашистами» бывших хиппи. Этой особой интонацией лирики, теплоты и приятия жизни, безусловно, владеет ученица Угарова Саша Денисова, едва ли не единственная, кстати, из своего режиссерского поколения. И в рассказе о любовниках былых времен и ушедшем Учителе она, эта интонация,  оказалась как нельзя более кстати. Не знаю, по системе Угарова или нет играют артисты, но они и в самом деле ничего не драматизируют, не «проживают», а просто погружаются в судьбы своих персонажей и становятся ими, без аргументов за и против. Наверное, ему бы понравилось. Как и песня группы «Слава КПСС» «Грустные танцы», под которую отрываются актеры перед началом спектакля: «Вот тебе косяк, винишко, тебя ведут туда и ты фальшиво веселишься…»

Другими стали только песни. В спектакле есть смешной эпизод, когда по радио сообщают о том, что Хрущева сменил Брежнев, и все радуются грядущим переменам: все-таки он моложе. История страны-вампира, питающейся молодой кровью своих сограждан, развивается по замкнутому кругу, и в день премьеры «Моря» на улицах Москвы винтили в автозаки как раз ту же самую жаждущую перемен молодежь. Марина Разбежкина рассказывала перед началом спектакля, как Угаров мучился, оттого что потерял Героя: «У меня рухнул Герой. Понимаю, что нельзя близко подходить к революционерам». И как он страдал от необходимости жить в черно-белом мире, потому что отрицал его по определению. Разбираться со всем этим теперь придется его ученикам. К счастью, их много — они работают в разных театрах и на разных площадках. Еще в 2015 году, когда «Док» в очередной раз изгнали арендаторы, Елена Гремина придумала проект «Театр.doc на гастролях в Москве» — он вынужденно действует и сегодня, пока нет своего помещения. И, к счастью, они по-настоящему талантливы. «Море» — это только первый проект, в «Доке» пройдут читки всех пьес Угарова и, хочется надеяться, Греминой. Они теперь для нас настоящие современные герои, ведь смотрим мы на них уже из другого времени.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Театральный критик — о том, каким был знаменитый режиссер