Я считаю, что говорить с детьми о безопасности бесполезно. Их нужно учить действовать.

У детей, особенно маленьких, развито наглядно-действенное мышление. Они обучаются и усваивают все путем действия.

Я лично знаю случай, когда обученный родителями шестилетний ребенок спас захлебнувшегося семилетнего брата. До того как прибежали взрослые, он сделал искусственное дыхание и спас ребенка.

Проходя мимо огнетушителя, я думаю: «Черт возьми, я даже не знаю, где у него кнопка». Если вдруг начнется пожар и у меня окажется огнетушитель, я не уверена, что смогу им воспользоваться. Ведь меня никто и никогда этому не учил. И не факт, что я вовремя сумею его открыть и он будет действовать.

Если у кого-то есть желание обезопасить ребенка, этому человеку нужно составить план, какую именно стрессовую ситуацию он хочет пройти: утопление, пожар, заблудиться в лесу, серьезная травма. А потом вместо курса риторики и начала архитектуры — что там проходят в дорогих гимназиях? — ввести курс безопасности. Это должны быть не лекции, не уроки, не разговоры с детьми. Это должно быть действие. На то, чтобы научить пользоваться огнетушителем, нужно потратить несколько огнетушителей.

Когда происходит что-то резкое, когда выброс адреналина и организм в стрессе, мышечные действия могут вспомниться — например, как натянуть противогаз

У нас две регуляторных системы: нервная и гуморальная. Первая — это быстрое реагирование. А гуморальная — это процесс реакции через гормоны. Когда происходит что-то резкое, когда выброс адреналина и организм в стрессе, мышечные действия могут вспомниться — например, как натянуть противогаз. А инструкцию по огнетушителю, даже если несколько раз прочел, вспомнишь вряд ли.

Я считаю, что учить всему детей нужно с четырех лет, как только ребенок оказался в большом мире. И до подросткового возраста, до 12–13 лет он уже должен быть «снаряжен» всеми возможностями. Но и с подростками говорить нужно точно так же. «А сегодня, дети, мы будем учиться обращаться с огнетушителями, это очень эффектно». И я не думаю, что хоть один подросток сможет это проигнорировать. Представьте, что на стенах висят обучающие плакаты — и вносят «человека», у которого произошло что-то. Дети должны быстро сориентироваться по информации на плакатах. А учитель — сказать: «Так, у тебя он умер — потянув за ноги, ты, скорее всего, что-то сместил. У тебя умер, а у тебя выжил и остался инвалидом. А вот ты сделал все правильно».

Честно говоря, я думаю, что и взрослых нужно учить точно так же.