Что такое big data

Big data — это инструменты и методы обработки больших массивов данных, которые позволяют, в частности, анализировать «поведение» покупателей или интернет-пользователей, отслеживая, какие сайты мы посещаем, где находится, что покупаем, в котором часу звоним по телефону, какие приложения скачиваем и как ими пользуемся, и так далее.

Так, например, британская компания JJ Food Service, поставляющая продукты питания в рестораны и кафе, при онлайн-заказе заполняет корзины своих клиентов на основании истории их покупок и рекомендаций, при этом учитываются рецепты заведений, сходные заказы других пользователей и тому подобное. Около 80% этих товаров покупатели действительно оставляют в корзине и оплачивают.

Крупные торговые сети, такие как американская Target, идентифицируют клиентов по банковской карте, имени или электронному адресу, отслеживают их истории покупок, предпочтения и активность в соцсетях — и делают соответствующие предложения. Например, аналитики сети заметили, что начиная со второго триместра беременности женщины приобретают лосьоны для тела без запаха в большой таре, а в районе 20-й недели покупают больше витаминов. В этот момент Target рассылает им купоны на покупку соответствующих товаров.

Владелец кофейни может разместить рекламу, которая будет показываться в радиусе километра от его заведения людям с определенным уровнем дохода

Небольшие компании тоже могут использовать контекстную рекламу, в основе которой лежит анализ больших данных. Например, владелец кофейни может разместить рекламу, которая будет показываться в радиусе километра от его заведения людям с определенным уровнем дохода.

Big data используется не только в бизнесе, но и в политике. В президентских выборах в США применялся метод микротаргетинга. Каждому небольшому сегменту аудитории показывали определенный контент, подходящий под запросы этой группы, например, до людей доносили только те лозунги Трампа, которые были для них важны: среди тех, кого волновали мексиканцы, продвигали тему миграции; тем, кого интересовали налоги, рассказывали о налоговой политике, и так далее. Таким образом, политтехнологи мобилизовали электорат, который мог проголосовать за Трампа. В штабе же Хиллари Клинтон делали ставки на телевизионную рекламу.

Как big data используется в телекоме

Сейчас абоненты все реже звонят и отправляют SMS и больше пользуются интернетом. В связи с этим большинство крупных телеком-операторов рассматривают возможность использования технологии big data для расширения списка услуг. В качестве примера может послужить сервис «МегаФон.ТВ», анализирующий предпочтения зрителя и затем предлагающий ему плейлист из фильмов, которые, возможно, его заинтересуют.

Потенциальным кандидатам на переход к другому оператору можно предложить выгодные для них тарифные планы или другие привлекательные опции

Одна из задач оператора — прогнозирование оттока абонентов и управление им. В России услуги мобильной связи предоставляются по предоплате, клиенты не связаны долгосрочным контрактом с оператором и могут легко сменить его с сохранением своего номера телефона. Анализ поведения абонентов позволяет компании определить группы риска. Потенциальным кандидатам на переход к другому оператору можно предложить выгодные для них тарифные планы или другие привлекательные опции.

«Мы можем увидеть, что большинство потенциальных клиентов проходит мимо магазина через полчаса после закрытия. Это будет означать, что торговой точке следует изменить режим работы, — рассказывает Люк Маллинс, руководитель информационной стратегии и управления O2, английского оператора сотовой связи. — Или, например, парфюмерная сеть может попросить сотовую компанию доставлять сообщения об акциях женщинам определенного возраста, проходящим мимо их магазина».

В чем польза big data для абонентов

У многих компаний, работающих в сфере телекома, есть сервисы, которые используют big data. Например, сервис «Таргет» компании «МегаФон», который используют в бизнесе, позволяет выбирать целевую аудиторию по специальным параметрам и с помощью данных геопозиционирования быстро и эффективно доносить до нее сообщения в нужном месте в нужное время.

«МегаФон» сильно заинтересован в big data. Чтобы понять возможности использования технологии, компания организовала хакатон MegaFon Big Data Challenge. Во время мероприятия 15 команд разработали свои идеи:

  • В команде Ride&Slide предположили, что можно уменьшить количество автомобильных аварий на 30 процентов с помощью сервиса, работающего с использованием big data. Сервис должен показывать пользователям оповещения об опасных водителях и участках поблизости. Для реализации этого проекта нужны информация о ДТП, профили в соцсетях с упоминанием ДТП, информация GPS-трекинга, которую может предоставить «МегаФон», и другие данные.
  • Сервис Medtracking на основе данных геопозиционирования и использования банковских карт абонентом «МегаФона» помог бы адаптировать ассортимент товаров в аптеках под запросы покупателей. На основе данных Medtracking можно было бы проводить маркетинговые акции и понять, почему люди ходят не в одну аптеку, а в другую.
  • Команда Ingenix, победившая в хакатоне, вместе с «МегаФоном» планирует создать платформу для регулирования и монетизации рынка персональных данных. Через эту платформу пользователи смогут регулировать, какие персональные данные они будут предоставлять — и получать за это денежные бонусы. Например, за согласие на получение SMS-предложений или доступ к данным профиля Facebook. Для бизнес-пользователей будет формироваться рейтинг наиболее интересной аудитории для их сферы. Они смогут приобретать подробную информацию по таким пользователям.

Но это пока только планы. «МегаФон» уже использовал big data при создании линейки тарифов «Включайся!». Для этого в компании проанализировали поведение 2 миллионов абонентов. Выяснилось, что только лишь небольшая часть абонентов пользуются телефоном так, как это делали на заре мобильной эры, а именно звонят и посылают SMS. Гораздо больше абонентов активно пользуются цифровыми технологиями. Для них мобильный интернет стал повседневностью, а смартфон — основным устройством для выхода в сеть. Эти люди получают информацию из онлайн-СМИ, пользуются онлайн-шопингом, онлайн-банкингом и т. д. Этот анализ предпочтений и привычек абонентов лег в основу обновленной линейки тарифов «Включайся!».

Разные тарифы этой линейки, которые можно подобрать индивидуально под себя, предоставляют абонентам безлимитный трафик на использование Viber, WhatsApp и других мессенджеров, на прослушивание музыки через Apple Music и Boom, на использование «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассников», Twitter и Instagram, а также на просмотр сериалов в «Амедиатеке» и видео в Vimeo, Rutube. Подробнее прочесть о тарифах, созданных благодаря big data, можно здесь.

Автор — Павел Гребенщиков